• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Единая стратегия развития Арктического макрорегиона

Мурманский вестник. 2015. № от 11.06.2015. 11 июня

Более прагматичный подход при рассмотрении проблем становления и роста приарктических территорий продемонстрировал заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования Высшей школы экономики Евгений Плисецкий.

- О необходимости возрождения Северного морского пути говорилось давно, но конкретные серьезные шаги стали предприниматься правительством России именно в этом году. На ваш взгляд, с чем это связано?

- В первую очередь - с меняющейся геополитической обстановкой. Северный морской путь - важнейший элемент присутствия России в Арктике. Поэтому возрождение транспортного коридора - необходимое звено государственной политики по экономическому развитию Арктики, которое автоматически влечет за собой развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Другие необходимые звенья - это проведение новых исследований арктического шельфа для освоения месторождений и формирование точек роста в Российской Арктике.

- Что может стать такими точками роста?

- Прежде всего ими станут транспортные узлы на Северном морском пути. То есть это порты - Мурманский, Архангельский, Диксон, порты на Камчатке и Чукотке, порты, обеспечивающие так называемый северный завоз, который особенно актуален для Республики Якутии, для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Важно то, что арктический макрорегион может развиваться только на основе единой стратегии. Северный морской путь де-факто соединяет субъекты РФ от Мурманска до Владивостока. В принятых стратегиях целого ряда арктических субъектов РФ указаны отдельные мероприятия по развитию отдельных элементов СМП. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, этого уже недостаточно. Устойчивое развитие макрорегиона требует увязки региональных планов развития в единое целое. Первый шаг в этом направлении был сделан с созданием Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Теперь, с утверждением проекта развития СМП как трассы глобального и регионального транзита, можно уже более определенно говорить о том, что такая комплексная стратегия появится.

- За счет чего она появится?

- С принятием комплексного плана развития СМП целесообразно пересмотреть действующие документы стратегического планирования арктических регионов. Да, сегодня в них заложены мероприятия по развитию инфраструктуры, но они не взаимоувязаны друг с другом. Ни по срокам, ни по целям, ни по объемам финансирования. Должна быть сформирована единая стратегия - это даст базу, основание для дальнейшей работы.

- Кто этим будет заниматься?

- Как раз здесь можно не создавать ничего нового. Этим может заниматься администрация Северного морского пути, которая сейчас обеспечивает безопасность проходки и навигацию, то есть выполняет чисто технические функции. На круглом столе, который недавно состоялся в Москве, мы с коллегами из других вузов говорили о том, что полномочия администрации СМП должны быть расширены до некой управляющей компании, которой будут делегированы функции оперирования деятельностью, координации финансовых потоков, контроля. По сути, это должен быть полноценный институт развития.

- Утвержденный проект развития Северного морского пути рассчитан до 2030 года и предусматривает, что в ближайшие 15 лет перевозки по нему увеличатся в 20 раз: с нынешних 4 миллионов тонн в год до 80 миллионов тонн в год. Как вы оцениваете этот горизонт - он реален?

- 80 миллионов тонн - это довольно амбициозная задача. Пока достижение такого показателя выглядит утопичным, но если будут модернизированы порты и если за это время будут реализованы крупные инвестиционные проекты в сфере добычи полезных ископаемых, которые обеспечат загрузку СМП транзитными перевозками по линии Мурманск - Владивосток, то выполнить ее вполне возможно. Это потребует существенного расширения ледокольного флота и частоты провозов грузов. К примеру, завод по производству сжиженного газа, возводимый в районе порта Сабетта, к 2020 году может достигнуть проектной мощности в 15 миллионов тонн.

Понятно, что для развития судоходства потребуется современная портовая инфраструктура. Большую роль здесь может сыграть Мурманский порт - по сути, начальное звено СМП. Существующая инфраструктура требует модернизации и реконструкции с применением принципов государственно-частного партнерства, с привлечением средств как инвесторов, так и бюджетов, причем не только регионального, но и федерального, поскольку речь идет о стратегической государственной задаче. Думаю, что в ближайшее время от правительства России следует ожидать следующих шагов по развитию СМП.