Отзывы участников Летней школы 2017
Екатерина Фролова, факультет гуманитарных наук:
Совместная школа НИУ ВШЭ и GS Group "Город и бизнес" стала моей первой летней школой, и лучшего старта желать было нельзя. В планах провести школу и в следующем году, так что мой совершенно искренний совет вышкинцам – участвуйте в конкурсе и езжайте, конечно, если вам интересна урбанистика.
Первые 5 дней мы провели на территории Технополиса GS (он представляет собой футуристический высокотехнологичный оазис на территории Калининградской области). Там нас встретили очень дружелюбно, провели экскурсию по заводам и рассказали о деятельности GS Group. Утром нас всегда ждали лекции, которые потом очень помогли при подготовке проектов. Я не была в роскошных офисах Яндекса, Гугла, Йота, Сименса и других топов Best Office Awards, так что Технополис меня очень впечатлил, Приятно там работать, что уж говорить.
Следуя своим научным интересам, нам предлагалось разбиться на группы и создать проект, направленный на интеграцию г. Гусев и Технополиса, расположенного его окраине. Хотя Технопополис уже дал городу 2000 рабочих мест и стал своего рода его визитной карточкой, жители все равно его чуждаются и относятся настороженно. Нашей группой мы разрабатывали проект культурного пространства в Гусеве с брендированным павильоном GS, где можно было бы опробовать приставку GS Gamekit и посетить профильные лекции для подростков - потенциальных будущих сотрудников. И ура, барабанная дробь, фанфары - наш проект занял 1 место. Может быть, его действительно реализуют, по крайней мере администрация города рассматривает такой вариант. Здесь стоит отметить, что администрация с самого начала проявила большой интерес к нашей деятельности, всячески содействовала, оперативно предоставляла все запрашиваемые документы. Сотрудники администрации даже организовали для нас велоэкскурсию по городу. Особенно актуально это было для команды, занимающейся проектом по развитию велоинфраструктуры в городе, а уж весело было для всех.
Вторая часть школы прошла в Калининграде на базе БФУ им. Канта, снова были увлекательные лекции, встречи со специалистами, были экскурсии на Куршскую косу и в Зеленоградск - время закрутились, но водоворот этот был наполнен исключительно положительными впечатлениями.
Почему мне так понравилось в школе? Во-первых, это мой первый проект, который имеет реальные шансы на реализацию. Это не фантазии на отстраненную тему и не курсовая работа в виде теоретического среза. И второе - это прекрасные люди, которых я встретила. С первого разговора стало понятно, что здесь собрались исключительно мотивированные и умные ребята, прошедшие определенный отбор. Я многому научилась у своей команды. Большим плюсом является то, что школа междисциплинарная, что делает проекты комплексными: экономисты бюджет посчитают, дизайнеры сделают презентацию и т.д.
Уже прошло время, и меня захватили другие летние планы, но в памяти я до сих пор подробно перебираю калининградские моменты и наполняюсь благодарностью.
Анна Карандашева, факультет экономических наук:
Впечатления о прошедшей школе однозначно положительные. Однако как и всегда были вещи, которые были очень хороши, которые являются базовыми для таких мероприятий и те, которые на мой взгляд стоило бы улучшить.
Пожалуй, я начну с нейтральных, но все же, важных вещей. Я считаю правильным и основополагающим подходом дискуссии и лекции в формате диалога. Также, без активной работой участников друг с другом не было практически никакого результата. Более того, важно было дать участникам знания о обществе, культуре, структуре Калининградской области, которые и были даны в достаточной мере.
Но все же, есть то, что можно было бы сделать хотя бы чуточку лучше (предела совершенства - нет). Как участник, я бы хотела до начала поездки понимать, над какими проектами и в каком составе мы будем работать. Для этого стоит формировать команды заранее, до приезда в школу и набирать участников непосредственно под нужные направления. Также, стоило бы четче сформулировать критерии, которым должен соответствовать итоговый проект, до объявления лучшего решения. Возможно, стоит структурировать образовательную часть - сделать ее полноценным курсом.
А теперь, о том, что, на мой взгляд, удалось лучше всего. Превосходной идеей было дать участникам школы подумать над такой важной задачей: связью между, обществом, бизнесом и государством. Также, было очень интересно общаться с ребятами разных курсов и разных факультетов. Атмосфера в школе была тоже замечательной и стимулировала нас, участников, активно работать; это заслуга организаторов со стороны ВШЭ, Гусева и GS, т.к. было видно их действительную заинтересованность и отдачу такому хорошему проекту как летняя школа.
Наконец, я хочу сказать большое спасибо организаторам еще раз за труд вложенный в организацию летней школы, он не был напрасным. Мне летняя школа дала возможность открыть глаза на проблемы городов, познакомиться с интересными людьми и 10 дней работать на интересным проектом, над которым бы летом я не стала дома просто так работать без стимула...
Буду рада помочь при необходимости в следующей летней школе или других мероприятиях ИРИГП ВШЭ. С радостью расскажу то, что знаю про финансы, экономику и любимые венчурные инвестиции
Эвелина Погудина, факультет коммуникаций, медиа и дизайна:
Летняя школа ВШЭ-GS Group 2017 "Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» стала настоящей платформой для различных лекций от экспертов, дискуссий, форсайт-сессий, платформой для изучения города, получения новых знаний и обмена знаниями о городе. Огромным плюсом данной школы можно назвать то, что мы работали в проектных группах со студентами с разных факультетов: от гуманитарных и социальных наук до экономических наук и факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Тем самым образовалась некая синергия в ходе работы. Необходимо отметить, что в проектных группах мы работали со студентами БФУ им. Канта, которые также принимали участие в летней школе, что стало положительно отразилось на нашей групповой работе.
В процессе работы над нашими проектами, мы активно сотрудничали как с Технополисом GS, так и с администрацией города Гусева. То есть был налажен прямой диалог между администрацией и участниками. На мой взгляд, это основной плюс летней школы, ведь только в рамках школы мы могли настолько оперативно получать необходимую для нашего проекта информацию о той или иной ситуации в городе. Со стороны администрации города Гусева была организована обзорная вело-экскурсия по городу, которая познакомила нас с городом и велоинфраструктурой в нем. А для нашего группового проекта «ВЕЛОГУСЕВ» такая экскурсия оказалась весьма актуальной. Также были организованы экскурсии на производства, находящиеся на территории технополиса GS: это и картонажная фабрика, и НПО «ЦИФРОВЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ» и многие другие производства.
Помимо проектной части, была невероятно насыщенная экскурсионная программа. Мы посетили Историко-Краеведческий Музей им. А. М. Иванова в Гусеве, ГРЭСовский лес, бывший Фихтенвальде. Мы посетили все основные достопримечательности Калининграда: Кафедральный собор на острове Канта, Калининградский зоопарк, Бранденбургские ворота, Королевские ворота. Мы побывали в городе Зеленоградск на побережье Балтийского моря, а также посетили Куршскую косу.
Подводя итог, хотелось бы отметить: преимущество летней школы заключается в том, что идет чередование как образовательной активности, так и экскурсионной активности. Хотелось бы поблагодарить организаторов летней школы за столь насыщенное мероприятие. Мы открыли для себя Калиниград и Калининградскую область с другой стороны, познакомились с ребятами с других факультетов и университетов, получили положительные эмоции.
Ольга Лещенко, факультет социальных наук:
В конце марта 2017 года я подала заявку на Летнюю школу в Калининградской области об умных городах, мой проект был связан с тем, как и почему местные жители участвуют в преобразовании городской среды, того места, где они живут. Через пару месяцев пришли результаты отбора, и я поняла, что это лето проведу в компании заинтересованных в развитии городов России людей в Калининградской области.
Наступил июль, пришло время отправиться в Калининград. Мы прилетели и сразу поехали в город Гусев, который находится в 30 км от границы с Польшей и Литвой, мы должны были провести там 5 дней. Каждый день у нас были лекции от экспертов в области умного развития городов, мы знакомились с опытом как российских городов, так и городов со всего мира, рассматривали разные аспекты умного города, также у нас была форсайт-сессия, на которой мы построили дорожную карту развития города Гусева с учетом нынешней ситуации и опыта других городов.
На второй день школы мы отправились в Администрацию города Гусев, где нам рассказали о городе, о том, как они видят его развитие, а также рассказали, какую помощь они хотели бы получить от нас, в каких сферах им нужны новые идеи для развития. После рабочей встречи мы отправились на экскурсию по городу на велосипедах, вместе с нами поехал и глава Администрации Гусева, что было очень необычно и интересно. Раньше этот город назывался Гумбинен и находился в Восточной Пруссии, поэтому там сохранилось небольшое количество зданий немецкой застройки, а также вымощенные булыжником улицы, что делает его похожим на небольшой немецкий город (население около 30 тыс. человек).
Наша летняя школа проходила на базе Технополиса GS, который находится в пешей доступности от центра города, мы жили в Нанотеле, ходили на занятия в основное здание комплекса. По Технополису нам также провели экскурсию, оказалось, что это целый небольшой городок, где есть несколько заводов, на которых производят всем известные ресиверы Триколор, все его детали и элементы. Также есть
картонажная фабрика, которая в основном работает на экспорт в ближайшие европейские страны, и есть коттеджный поселок, где живут сотрудники Технополиса.
Помимо увлекательной экскурсионной и лекционной программы мы каждый вечер работали над проектами. Проект моей команды назывался: Развитие велоинфраструктуры города Гусев (ВелоГусев). Изначально это был запрос от Администрации города, в виде кейса, посмотрев, как много людей передвигается на велосипедах по городу, какая уже есть инфраструктура, мы решили, что необходимо провести комплексный анализ и дать рекомендации, которые помогут дальнейшему развитию Гусева как дружелюбного к велосипедам городу. Пока мы были в Гусеве, нам удалось провести анализ проблем существующей велоинфрастурктуры методом фото-GPS, а также провести опрос среди местных жителей, около 50 человек мы опросили на улицах города сами, остальных – путем размещения опроса на сайте Gusev-online, тут нам помогла Администрация, а также распространили в группах в социальной сети Вконтакте: ВелоГусев и Я люблю Гусев (всего охвачено 127 человек).
Вторую половину Летней школы мы провели в Калининграде. Выходные получились очень насыщенными, так как у нас была обзорная экскурсия по городу, мы посетили музей Мирового океана, а также съездили в Администрацию города Гурьевска. На следующий день мы все поехали к морю – в Зеленоградск, а также в уникальный парк Куршская коса, где посмотрели на танцующий лес и дюны, более того, в середине дня нас отвезли на экскурсию на канализационно-водопроводные очистные сооружения группы курортных городов, это был уникальный опыт.
Последние три дня мы провели в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта за лекциями, а также финальной проработкой наших проектов. Так как в заключительный день нас ждала защита проектов перед группой экспертов из разных организаций по развитию городов, а также перед коллегами из Австрии из Института кавказских исследований.
Стоит сказать, что это была моя первая летняя школа с Высшей школой экономики, это был потрясающий опыт, вместе с познавательными лекциями мы увидели Калининградскую область, а также познакомились с людьми из самых разных сфер, но
каждый из которых занимается развитием городов. Более того, мы смогли объединиться в небольшие группы по интересам и создать проекты, которые в будущем могут лечь в основу дальнейшего развития города Гусев.
Спасибо большое организатором и всем участникам за такую возможность, плодотворную работу и замечательно проведенное время.
Ольга Пономарева, факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики:
В первую очередь, хотелось бы начать отзыв со слов благодарности. Спасибо большое за организацию данного мероприятия и возможность узнать что-то новое и интересное!
Что понравилось на школе:
-нахождение, как в Технополисе, так и в самом Калининграде (т.е. возможность посмотреть не только инновационный кластер, но и сам город);
-взаимодействие с администрацией Гусева, что позволило понять, как устроено управление городом;
-соотношение теории и практики, наличие экскурсий;
-возможность поработать в команде и показать свой "продукт";
-наличие обратной связи, возможность задавать вопросы и получать на них ответы, в том числе вопросы, связанные с проектом;
-возможность взаимодействовать с жителями города, "активное" участие в жизни города Гусева;
-отправление материалов лекций;
-информированность по программе, текущих мероприятий, завтраков/обедов/ужинов.Что можно улучшить:
- прозрачность проекта, т.е. создать или схему или пояснить, что, как сдаем по проекту;
- больше воркшопов, активностей на лекциях, можно применить деловую игру для пояснение материала, мероприятия на сплочение команды;
- создание единой базы (можно даже гугл файл) для обмена контактами, можно, также в день отъезда дать время для обмена контактами/прощания.
Алексей Проскурин, факультет социальных наук:
Данная летняя школа соединяет в себе лекционный и практическо-исследовательский форматы на уровне государственных и бизнес сообществ. Высококвалифицированные специалисты из Высшей школы экономики, Венского университета, Сколково, РАНХиГС и т.п. ставили на повестку дня вопросы о новых сигналах и устоявшихся тенденциях "умных городов". В рамках школы мы ознакомились с основными характеристиками и особенностями "умных городов", сравнивая имеющиеся элементы смарт-технологий в мегаполисах России с мировым опытом востока и запада. Необходимо отметить, что уникальной особенностью летней школы являлась прямая коммуникация с администрацией малого города, которая заинтересована в реализации пробных смарт-проектов на собственной территории. Непосредственная взаимосвязь представителей науки и государственных служащих в решении городских проблем с участием представителей бизнеса в качестве инвесторов является необходимой для современных российских городов, так как государственные служащие не всегда имеют необходимый взгляд со стороны науки на урбанистическую или иную другую проблему. График школы был интенсивным: лекции, встречи, форсайт-сессии, экскурсии, работа над проектами. Времени на сон едва хватало, зато каждый день был насыщен новыми и яркими эмоциями. Недостатком данной летней школы является частичная осведомленность организаторов о вопросах с питанием, с техническим оснащением в местах прибывания. Хотелось бы отметить, что необходимо пересмотреть приоритетность мест для посещения. В экскурсии по городу Калининграду не было запланировано посещение калининградского зоопарка, хотя он по своим характеристикам, обустроенности и уходу за животными даже лучше московского зоопарка.
Несмотря на это, первая летняя школа НИУ ВШЭ и Технополиса GS при участии БФУ им. Канта оказалась очень насыщенной, запоминающейся, всесторонне интересной и познавательной! Спасибо организаторам за предоставленную возможность участия в таком замечательном проекте!