Заседание территориального общественного совета Березовского района по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года в рамках рабочей поездки в Березовский район Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Комаровой.
Повышение связанности территорий, укрепление местного самоуправления и формирование «полюсов роста» должны стать приоритетами развития Ханты-Мансийского автономного округа. 23 августа эксперты ВШЭ приняли участие в рабочей встрече с губернатором ХМАО Натальей Комаровой (UPD: новость на сайте ВШЭ "Эксперты обсудили стратегию развития ХМАО").
Важной темой проводимого заседания стало определение роли и приоритетов развития Березовского района в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.
Березовский район является одним из самых отдаленных и труднодоступных муниципалитетов округа, имеющим уникальный потенциал перспективного развития. Сейчас муниципальное образование занимает одно из последних мест в регионе по уровню социально-экономического развития, что во многом связано с отсутствием транспортной инфраструктуры и технологическими сложностями добычи природных ресурсов.
Директор Центра региональных исследований Ильина Ирина Николаевна выступила с сообщением на тему «О муниципальных программах как одном из основных инструментов реализации Стратегии – 2030» и подняла важный вопрос, касающийся повышения эффективности реализации Стратегии. В рамках достижения стратегических целей одной из основных задач является укрепление местного самоуправления, расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, активизация участия населения в принятии программ и проектов. Необходимо обеспечить четкую взаимоувязанность региональных и муниципальных программ с приоритетами развития региона согласно утвержденной Стратегии. Особо было отмечено, что разработка муниципальных программ должна обеспечить рост инвестиционной привлекательности региона, расширение межрегионального и международного сотрудничества и повышение эффективности управления.
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, к разработке которой были привлечены специалисты НИУ ВШЭ, в том числе сотрудники Центра региональных исследований, определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики автономного округа и механизмы достижения намеченных целей.
Ханты-Мансийский автономный округа – Югра – один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и являющийся крупнейшим нефтедобывающим районом государства и мира. Ключевыми факторами, сдерживающими развития ХМАО – Югры были отмечены:
- Удаленность территории от основных рынков.
- Суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства.
- Резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений автономного округа.
- Низкий уровень диверсификации структуры региональной экономики с явным доминированием в ней нефтегазодобычи и бюджетного сектора.
- Отсутствие устойчивого транспортного сообщения между поселениями, обусловливающее недостаточную интегрированность регионального рынка.
- Высокая изношенность основных фондов в отраслях экономики и др.
Округ обладает базовыми возможностями и высоким потенциалом для реализации задач оптимизации пространственного развития. Решение этих задач должно сочетаться с диверсификацией экономики, активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, повышения качества жизни и комфортности проживания населения. В прогнозном периоде социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет определяться следующими основными тенденциями:
- сохранением зависимости основных макроэкономических показателей;
- развитием экономики автономного округа от конъюнктуры мирового энергетического рынка;
- сокращением доли населения в трудоспособном возрасте в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- углублением диверсификации экономики, решением проблем моногородов;
- реформированием жилищно-коммунального хозяйства, нацеленным на повышение энергоэффективности;
- активным жилищным строительством;
- ростом издержек производства в базовом секторе экономики в связи с ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений.
Вместе с тем, одной из ключевых задач развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение ускоренного инновационного преобразования территориально-пространственной структуры за счет формирования опорных зон развития, усиления внутри– и межрегиональной связности территории, стимулирования агломерационных эффектов в системе расселения. Особенностью пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются ярко выраженные пространственные диспропорции развития на районном уровне: основные центры размещения производительных сил муниципальных районов приурочены к главным городским поселениям этих районов (Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Когалым, а также Ханты-Мансийск как административный центр округа). Это обусловливает тот факт, что, на сегодняшний день, округ характеризуется слабыми внутрирайонными связями и сильно выраженной центростремительной моделью развития муниципальных районов.
Таким образом, необходимо обеспечить повышение связанности территорий для активного усиления каркаса системы расселения и создание иерархической сетевой структуры автомобильных дорог, обеспечивающей взаимодействие транзитной сети автомагистралей и межмуниципальной и местной транспортных систем; формирование «полюсов роста» – опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, территорий, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами.
Целевые показатели реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г.
Целевые показатели и индикаторы |
2011 |
2012 |
2020 |
2030 |
|
отчет |
оценка |
прогноз | |
Среднегодовая численность населения, тыс. человек |
1549,2 |
1572 |
1705 |
1791 |
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
2270 |
2454 |
3788 |
5026 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов |
2,2 |
2,2 |
5,0 |
15,0 |
Количество малых и средних инновационных компаний, в единицах |
63 |
74 |
1000 |
1500 |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб. |
637,0 |
669 |
1095 |
1452 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций, рублей |
45 498,1 |
51 060 |
82 678 |
135 410 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций по экономике, рублей |
48620,0 |
53381 |
88095 |
140523 |