• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заседание территориального общественного совета Березовского района по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года в рамках рабочей поездки в Березовский район Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Комаровой.

Повышение связанности территорий, укрепление местного самоуправления и формирование «полюсов роста» должны стать приоритетами развития Ханты-Мансийского автономного округа. 23 августа эксперты ВШЭ приняли участие в рабочей встрече с губернатором ХМАО Натальей Комаровой (UPD: новость на сайте ВШЭ "Эксперты обсудили стратегию развития ХМАО").

Важной темой проводимого заседания стало определение роли и приоритетов развития Березовского района в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

Березовский район является одним из  самых отдаленных и труднодоступных муниципалитетов округа, имеющим уникальный потенциал перспективного развития. Сейчас муниципальное образование занимает одно из последних мест в регионе по уровню социально-экономического развития, что во многом связано с отсутствием транспортной инфраструктуры и технологическими сложностями добычи  природных ресурсов.

Директор Центра региональных исследований Ильина Ирина Николаевна выступила с сообщением на тему «О муниципальных программах как одном из основных инструментов реализации Стратегии – 2030» и подняла важный вопрос, касающийся повышения эффективности реализации Стратегии.   В рамках достижения стратегических целей одной из основных задач является укрепление  местного самоуправления, расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, активизация участия населения в принятии программ и проектов.  Необходимо обеспечить  четкую взаимоувязанность региональных и муниципальных программ с приоритетами развития региона согласно утвержденной Стратегии. Особо было отмечено, что разработка муниципальных программ  должна обеспечить рост инвестиционной привлекательности региона, расширение межрегионального и международного сотрудничества и повышение эффективности управления.

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, к разработке которой были привлечены специалисты НИУ ВШЭ, в том числе сотрудники Центра региональных исследований, определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики автономного округа и механизмы достижения намеченных целей.

Ханты-Мансийский автономный округа – Югра – один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и являющийся крупнейшим нефтедобывающим районом государства и мира. Ключевыми факторами, сдерживающими развития ХМАО – Югры были отмечены:

  • Удаленность территории от основных рынков.
  • Суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства.
  • Резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений автономного округа.
  • Низкий уровень диверсификации структуры региональной экономики с  явным доминированием в ней нефтегазодобычи и бюджетного сектора.
  • Отсутствие устойчивого транспортного сообщения между поселениями, обусловливающее недостаточную интегрированность регионального рынка.
  • Высокая изношенность основных фондов в отраслях экономики и др.

Округ обладает базовыми возможностями и высоким потенциалом для реализации задач оптимизации пространственного развития. Решение этих задач должно сочетаться с диверсификацией экономики, активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, повышения качества жизни и комфортности проживания населения. В прогнозном периоде социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет определяться следующими основными тенденциями:

  • сохранением зависимости основных макроэкономических показателей;
  • развитием экономики автономного округа от конъюнктуры мирового энергетического рынка;
  • сокращением доли населения в трудоспособном возрасте в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
  • углублением диверсификации экономики, решением проблем моногородов;
  • реформированием жилищно-коммунального хозяйства, нацеленным на повышение энергоэффективности;
  • активным жилищным строительством;
  • ростом издержек производства в базовом секторе экономики в связи с ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений.

Вместе с тем, одной из ключевых задач развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение ускоренного инновационного преобразования территориально-пространственной структуры за счет формирования опорных зон развития, усиления внутри– и межрегиональной связности территории, стимулирования агломерационных эффектов в системе расселения. Особенностью пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются ярко выраженные пространственные диспропорции развития на районном уровне: основные центры размещения производительных сил муниципальных районов приурочены к главным городским поселениям этих районов (Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Когалым, а также Ханты-Мансийск как административный центр округа). Это обусловливает тот факт, что, на сегодняшний день, округ характеризуется слабыми внутрирайонными связями и сильно выраженной центростремительной моделью развития муниципальных районов.

Таким образом, необходимо обеспечить повышение связанности территорий для активного усиления каркаса системы расселения и создание иерархической сетевой структуры автомобильных дорог, обеспечивающей взаимодействие транзитной сети автомагистралей и межмуниципальной и местной транспортных систем; формирование «полюсов роста» – опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, территорий, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами.

 

Целевые показатели реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г.

Целевые показатели и индикаторы

2011

2012

2020

2030

 

отчет

оценка

прогноз

Среднегодовая численность населения, тыс. человек

1549,2

1572

1705

1791

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

2270

2454

3788

5026

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов

2,2

2,2

5,0

15,0

Количество малых и средних инновационных компаний, в единицах

63

74

1000

1500

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

637,0

669

1095

1452

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций, рублей

45 498,1

51 060

82 678

135 410

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций по экономике, рублей

48620,0

53381

88095

140523