• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реализованные проекты

Название проекта

Описание осуществляемой научной и экспертно-аналитической деятельности

Исполнитель

2016 г.

Оказание услуг по проведению экспертизы проекта Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года

Экспертная оценка проекта Стратегии-2030

Предложения по доработке Стратегии – 2030 в виде разделов проекта Стратегии-2030, учитывающие результаты Экспертной оценки проекта Стратегии – 2030 и приоритетные направлений развития:

внедрение технологии бережливого производства и проектного управления (Бережливый регион);

развитие гражданского общества;

устойчивое экологическое развитие (здоровая экология);

национальная предпринимательская инициатива;

национальная технологическая инициатива;

информационные технологии (информационное общество)

ИРИГП

Оказание услуг по обучению и экспертной доработке проекта Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года

Цель: обучение, консультирование участников рабочих групп, экспертная доработка и сопровождение общественного обсуждения проекта Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (далее – проект Стратегии).

 Задачи:

 1. Проведение научно-практических семинаров для участников рабочих групп по разработке проекта Стратегии.

 2. Экспертная доработка проекта Стратегии.

 3. Участие в рассмотрении проекта Стратегии на заседании Правительства Тюменской области (Президиума Правительства Тюменской области) в соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области, на заседании Тюменской областной Думы в соответствии с Регламентом Тюменской областной Думы и при необходимости федеральных органах исполнительной власти.

ИРИГП

НИР "Разработка Стратегии социально-экономического развития городского округа Троицк в городе Москве на период до 2032 года и плана мероприятий по ее реализации"

Разделы ИРИГП:

1.      Анализ социально-экономического положения г. о.

2.      Особенности реализации государственных и муниципальных программ на территории г. о.

2.1.  Взаимоувязка программных документов федерального, регионального и муниципального уровня

3.      Тенденции пространственно-градостроительного развития городского округа Троицка

3.1.  Особенности территориального планирования городского округа и его место в системе градостроительной документации города Москвы

3.2.  Анализ пространственной дифференциации инвестиционных проектов на территории городского округа

3.3.  Анализ существующих проблем и особенностей формирования городской среды

4.      Приоритеты пространственно-градостроительного развития городского округа Троицка

4.1.  Пространственное развитие городского округа в условиях реализации государственной политики города Москвы

4.2.  Новые подходы к планированию городской территории с учетом ориентации на научно-инновационное развитие

5.      Анализ государственных программ города Москвы, связанных с градостроительной и жилищной сферами, сфера ЖКХ и туризма

6.      ЖКХ

6.1.  Анализ и проблемы развития и функционирования ЖКХ

6.2.  Инновационно-модернизационное развитие сферы ЖКХ

7.      Туризм

7.1.  Анализ особенностей и проблем развития туристической отрасли

7.2.  Развитие туристско-рекреационного комплекса в контексте развития Троицка как наукограда и формирования научно-инновационного кластера

8.      Экологическое развитие

8.1.  Сложившаяся экологическая ситуация в г.о.

8.2.  Приоритеты формирования зеленого экологического каркаса г.о.     

9.      Управление реализацией Стратегии

9.1.  Показатели достижения целей и ожидаемые результаты реализации

9.2.  Ресурсное обеспечение реализации намеченных приоритетов

9.3.  Перечень муниципальных программ

9.4.  План реализации

ИСИЭЗ

2015 г.

Разработка научно-обоснованного плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития города Твери до 2030 года и обеспечению устойчивого развития города с учетом меняющихся социально-экономических условий

Анализ и оценка действующих муниципальных программ.

Разработка мер поддержки и стимулирования экономической активности, формирование благоприятного предпринимательского климата.

Разработка мероприятий по созданию условий, способствующих усилению сбалансированности и устойчивости функционирования экономики в сферах ЖКХ, туризма, развития МСП.

Выявление и задействование резервов для расширения доходной базы муниципального бюджета, повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса.

Организация взаимодействия всех основных субъектов, включая государство, бизнес, местное самоуправление, граждан для выработки оптимальных решений и создания эффективной системы управления, позволяющей максимально полно учитывать все интересы в ходе реализации Стратегии.

ИРИГП

Концепция инвестиционно-градостроительного развития проектируемой территории Заказчика (в составе Новой Москвы), ориентированного на предоставление медицинско-реабилитационных услуг

 

Цель: оценка потенциала социально-экономического и градостроительного развития проектируемой территории с учетом приоритетов и трендов развития Москвы, Московской области, ЦФО и РФ;

оценка потенциала создания медицинского кластера (с сопутствующей инфраструктурой) на проектируемой территории с учетом средне- и долгосрочных перспектив развития рынков недвижимости и медицинских услуг;

определение функционального состава медицинского кластера и сопутствующей инфраструктуры.

Задачи:

комплексная оценка ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Новой Москвы;

определение градостроительных и социально-экономических ограничений развития проектируемой территории;

анализ потенциала развития спроса и предложения на рынке медицинских услуг;

увязка с планами по развитию медицинского кластера на территории Новой Москвы;

формирование предложений по функциональному составу медицинского кластера и сопутствующей инфраструктуры;

определение основных технико-экономических параметров медицинского кластера и сопутствующей инфраструктуры;

оценка ресурсных возможностей и рисков при реализации проекта кластерного развития;

разработка финансовой модели медицинского кластера

ИРИГП

НИР «Анализ проблем, препятствующих развитию российских городов, и разработка предложений по их решению с учетом лучших российских и зарубежных практик»

1 Теоретико-методологический инструментарий выполнения работы

Определение понятия и состава общественной инфраструктуры, разработка критериев классификации проблем развития городов в соответствии с типом общественной инфраструктуры

2. Анализ причин возникновения и зарубежного и отечественного опыта решения проблем развития общественной инфраструктуры городов, анализ проблем и перспектив развития общественной инфраструктуры в документах стратегического планирования городов Российской Федерации

3 Определение и типологизация наиболее актуальных проблем, препятствующих развитию общественной инфраструктуры российских городов, анализ результатов проведенных интервью с экспертами по оценке необходимости и предлагаемых способов решения выявленных проблем развития общественной инфраструктуры

4 Анализ действующей нормативной правовой базы и предложения по направлениям ее совершенствования в сфере развития общественной инфраструктуры городов

5 Предложения по административно-управленческим механизмам и механизмам финансирования решения проблем развития общественной инфраструктуры российских городов

ИРИГП

Услуги по проведению Форсайт-исследований для "Текес Россия

Ключевой целью предлагаемого проекта является выявление, сбор и анализ специфически-российских «слабых сигналов» в трех областях, а именно: обследование «Умный город и интернет вещей»: выявление слабых сигналов, свидетельствующих, как города/городские территории, общественная и частная жизнь граждан изменятся и «поумнеют» в результате развития информационных и коммуникационных технологий, в частности «интернета вещей» (ИВ).

Методология проекта включает четыре основные стадии:

1.    Выявление слабых сигналов

2.    Приоритизация слабых сигналов

3.    Описание слабых сигналов

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Анализ научно-исследовательской и инновационной деятельности ВУЗов города Москвы и разработке комплексных предложений по ее организационно-экономической поддержке и развитию на региональном уровне

Определение возможных способов создания технопарков на территории промышленных зон:

1.    Организационно-экономические вопросы реорганизации промышленных территорий в г. Москве

2.    Анализ существующего состояния производственных зон г. Москвы

3.    Проекты развития производственных территорий Москвы

4.    Законодательство в области реорганизации промзон

5.    Приоритетные направления взаимодействия вузов города Москвы с собственниками инфраструктуры промышленных зон в целях развития их инновационной деятельности

6.    Меры государственной поддержки взаимодействия вузов и промышленных предприятий

7.    Механизмы внебюджетного финансирования создания инфраструктуры технопарка

8.    Результаты проведенных интервью с собственниками инфраструктуры промышленных зон данные о потребностях в технопарках для определения возможных способов создания технопарков на территории данных промышленных зон с акцентом на формирование соответствующей инфраструктуры за счет внебюджетных средств

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

2014 г.

НИР "Разработка Стратегии социально-экономического развития г. Кургана до 2013 г." для Администрации города Кургана

Работы по разделам:

1. Анализ состояния политической сферы

2. Анализ состояния и стратегические приоритеты развития пространственной (градостроительной), транспортной сферы, сферы туризма

3. Анализ состояния и стратегические приоритеты развития жилищно-коммунальной сферы

4. Анализ состояния и стратегические приоритеты развития экологической сферы

5. Анализ состояния организационных структур органов местного самоуправления межмуниципального сотрудничества

НИУ ВШЭ - Санкт Петербург

НИР "Предложения по созданию правовой базы экологической регламентации природопользования г. Москвы"

Результаты выполненной работы:
1. Обоснованы методические подходы и принципы оценки эффективности природопользования в городе Москвев контексте программно-целевого подхода и формирования и реализации экологических целевых программ на основании рекомендованной на федеральном уровне методологии, включая принципы «аудита эффективности»с учетом ориентации ЭЦП на достижение высокого качества окружающей среды в городе Москве.  
2. Разработан алгоритм оценки экологических программ, предусматривающий определение их соответствия приоритетным направлениям экологической политики города Москвы, анализ мероприятий по достижению поставленных целей и улучшению экологического состояния города, оценку социального эффекта и эффективности программ.
3. Подготовлены методические рекомендации по внедрению экосистемного подхода  в практику управления природопользованием и территориального (градостроительного) планирования г.Москвы.
4. Предложен термин «Экосистемные услуги мегаполисов».

ИРИГП

НИР "Анализ состояния и оценка рынка арендного жилья городской недвижимости Москвы с учетом перспектив развития Московской агломерации"

Целью выполнения работы является анализ текущего состояния и тенденций развития рынка арендного жилья Москвы с учетом перспектив развития Московской агломерации и факторов, влияющих на его развитие, включая классификацию существующего рынка арендного жилья.

Задачи работы:

1. Социально-экономическое исследование состояния и перспектив развития экономики Москвы и Московской области, выявление ключевых проблем, диспропорций и конкурентных преимуществ.

2. Выявление стратегических направлений развития Московской агломерации на основе результатов проведенного исследования.

3. Исследование действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения  в сфере рынка арендного жилья в Москве, муниципальных образований Московской области, тенденций  развития законодательства в указанной сфере.

4. Анализ предложения на рынке арендного жилья (городская недвижимость) Москвы и Московской области.

5. Анализ спроса на рынке арендного жилья (городская недвижимость) Москвы и Московской области.

6. Выявление типичных проблем финансово-экономического положения системообразующих предприятий и организаций Московской области.

7. Анализ арендных ставок в различных сегментах рынка арендного жилья Москвы и Московской области.

8. Анализ зарубежного опыта развития арендного рынка жилья

9. Определение перспективных направлений развития рынка арендного жилья

ИРИГП

Расчет социально-экономических показателей при реорганизации производственной территории ОАО «НПО «ВЗЛЕТ»

Результат выполненных работ - отчет с выполненными расчетами социально-экономическими показателями планируемой комплексной жилой застройки для разработки Проекта планировки территории под размещение  комплексной жилой застройки с развитой социальной, культурно-бытовой, торгово-административной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

Разработка разделов, связанных с расчетами:

- Баланса трудовых ресурсов.

- Потребности в учреждениях и объектах социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания.

Проведен анализ:

- Тенденций территориального развития реорганизуемой территории.

- Уровня социально-экономического развития муниципального образования, в пределах которого размещена реорганизуемая промзона.

- Существующего уровня развития отраслей социальной сферы в муниципальном районе Солнцево в 2012 г.

Подготовлены:

- Характеристика создаваемых учреждений и объектов социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания.

Центр региональных исследований

2013 г.

НИР «Проведение независимой оценки эффективности долгосрочных целевых программ Тюменской области» (главные исполнители) для Департамента экономики Тюменской области

Работы по трем крупным разделам:

1. Анализ процесса разработки 32 долгосрочных целевых программ Тюменской области (проанализирован процесс разработки программ, оценена актуальность и взаимоувязанность целей, задач, мероприятий и показателей программ, достаточность и обоснованность программных мероприятий программ, предложен механизм системного управления программами, проведено качественное исследование в формате фокус-групп для целевой аудитории - государственные заказчики программ)

2. Анализ целевых показателей 32 долгосрочных целевых программ Тюменской области и их синхронизации (проанализированы показатели программ, их обоснованность и предложена система агрегированных показателей по основным задачам социально-экономического развития Тюменской области, выполнены экономико-статистические исследования для корректировки показателей программ).

3. Оценка эффективности 32 долгосрочных целевых программ Тюменской области (проведена оценка эффективности и результативности программ Тюменской области, включая сравнительный анализ ожидаемой и фактической эффективности по методике Центра региональных исследований).

Центр региональных исследований ИРИГП

2012 г.

НИР «Воздействие вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие основных отраслей экономики Камчатского края» (со исполнители) для Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края

Оценка последствий присоединения России к ВТО для туристско-рекреационного комплекса и строительного комплекса;

Разработка предложений по мероприятиям, направленных на демпфирование возможных негативных последствий для экономики Камчатского края в контексте присоединения РФ к ВТО для туристско-рекреационного комплекса и строительного комплекса.

Институт торговой политики

НИР разработка Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года (со исполнители) для Правительства Тульской области

Оценка состояния, выделение приоритетов, мероприятий, показателей в сферах: культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, туризм и рекреация, экология;

Разработка концепции туристско-рекреационного кластера "Тульский край";

Разработка проекта концепции ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Тульский край».

Институт государственного и муниципального  управления

Проект «Подготовка решений, направленных на оптимизацию расположения сети федеральных и городских высших учебных заведений, находящихся на территории Москвы»(со исполнители)

 

Разработка инструментария анализа территориального размещения учреждений профессионального образования в Москве с учетом расположения организаций науки и инновационного сектора;

Сбор и анализ данных о территориально-пространственном расположении учреждений профессионального образования и научно-исследовательских учреждений Москвы и картографирование полученного материала;

Исследование зарубежных практик (крупные города, столицы) географического расположения научно-исследовательских учреждений и учреждений профессионального образования;

Разработка и формирование методологии создания многослойных инфографических материалов, отражающих расположение научно-исследовательских учреждений и учреждений профессионального образования;

Создание многослойных инфографических материалов по Москве на платформах ГИС Mapinfo 11.0.

http://www.hse.ru/data/2013/05/15/1299735389/%D0%92%D1%83%D0%B7%D1%8B%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B.pdf

ПУЛ "Развитие университетов"

Подготовка экспертного заключения по проекту Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (совместно с другими подразделениями НИУ ВШЭ) (со исполнители) по заказу ОАО «Сибирский научно-аналитический центр»

Центр поддержки региональных инициатив

Доработка проекта Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. на основе материалов заказчика и результатов экспертных обсуждений (со исполнители) по заказу ОАО «Сибирский научно-аналитический центр»

Разработка плана ключевых мероприятий, действий и решений по обеспечению реализации Стратегии;

Пространственное развитие Югры;

Развитие социальной сферы Югры (политика в сфере культуры);

Подготовка итогового отчета НИР о результатах выполненных работ).

Сотрудники Центра принимали участие в проведении общественного этапа разработки проекта Стратегии - общественных слушаний, проводимых представителями органов исполнительной власти ХМАО-Югры в округе.

Центр поддержки региональных инициатив

Разработка Программ инновационных территориальных кластеров  (Самарская область, город Троицк Московской области, город Пущино Московской области, Республика Мордовия, город Санкт-Петербург, Иркутская область) (со исполнители)

Участие в по следующим разделам:

текущий уровень качества жизни и развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры;

описание мер и планируемых инвестиционных проектов по развитию транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры на территории базирования кластера;

мероприятия по территориальному планированию размещения объектов инфраструктуры кластера;

описание ожидаемых результатов реализации мер и мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры кластера.

Институт статистических исследований и экономики знаний

Разработка проекта концепции развития Московской агломерации (вместе с ANTOINE GRUMBACH ЕТ ASSOCIES, Париж (Франция); WILMOTTE & ASSOCIES SA, Париж (Франция))

Участие в разработке проекта концепции развития Московской агломерации по заказу ГУП "НИиПИ Генплана Москвы". Команда победила в двух номинациях из трех: по развитию столичной агломерации, по развитию "Большой Москвы". Главной идеей разработанного проекта развития Большой Москвы и Московской агломерации является создание условий для придания нового качества городской среды, содействие увеличения человеческого потенциала. Команда крайне серьезно подошла к разработке своего проектного решения. В нем затронуты такие неотъемлемые аспекты развития территории как транспорт, инженерное обеспечение территории, экология. Все это увязано с предложенной архитектурно-планировочной организацией территории «старой» и «новой» Москвы. Вместе с тем, команда представила и свое видение приоритетных направлений развития Московской агломерации, в рамках функционального зонирования ее территории (выделены зоны развития медицинских, туристско-рекреационных, сельско-хозяйственных, научно-образовательных и научно-производственных кластеров). Главной идеей ее развития является переход к от моно,- к полицентрической модели. Результаты работы авторского коллектива были представлены на общегородской выставке, на которой состоялось экспонирование и презентация материалов проекта Концепции развития Московской агломерации.

Основные результаты работы в рамках разработки проекта концепции развития Московской агломерации
Концепция перспективной планировочной структуры Центрального федерального округа  России, включая:
·        Социально-экономические предпосылки развития территорий ЦФО.
·        Анализ исходных данных и выявление особенностей, проблем и направлений развития Московской агломерации
·        Обоснование перспективных границ и структуры Московской агломерации
·        Сравнение Москвы и мировых городов: социально-экономический аспект
·        Перспективная схема размещения рабочих мест и перспективная структура занятости, система расселения в агломерации по укрупненным планировочным единицам. Определение зон активного градостроительного развития и зон стабилизации, локальные агломерации и кластеры
·        Оптимизация системы управления территориями агломерации.
Территориальная структура, проблемы и основные развилки развития Москвы и присоединяемых территорий
Концепция устойчивого взаимодействия города Москвы и юго-западной зоны агломерации как единого градостроительного образования
Обоснование системы градостроительных центров Москвы, юго-западной присоединяемой зоны и прилегающих территорий московской области
Экономическая оценка предлагаемых проектных решений по новым территориям
Система управления присоединяемых территорий
Социально-демографическая оценка привлечения населения на присоединяемые территории
Механизмы реализации проектов комплексного освоения территории

Центр региональных исследований

Анализ и оценка инвестиционных проектов Востока России с целью формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов комплексного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. (со исполнители) для ОАО «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона»

Институт экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса

2011 г.

Разработка отдельных положений Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (со исполнители) для Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

Институт статистических исследований и экономики знаний

Разработка Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года (со исполнители) по заказу Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

 

Разработка раздела  «Территориально-пространственное развитие и качество городской среды». Основные тезисы:

· Повышение статуса и конкурентоспособности Москвы на «рынке» мировых городов, осуществление миссии мирового города – невозможно без улучшения качества ее городской среды. Этот фактор на уровне глобальной конкуренции является решающим для притока инвестиций и для приращения собственного человеческого потенциала.

· Уровень развития пространства и среды в современной Москве связан с двумя группами взаимозависимых факторов. С одной стороны, есть необходимость поднимать единый стандарт качества всех территорий Москвы и Московской агломерации, снимающий неравномерность инфраструктурного, социально- культурного и экономического развития центра и периферийных районов, жилых, деловых и производственных зон. С другой стороны, город нуждается в повышении разнообразия собственного пространства, в диверсификации своих территорий по образу и стилю жизни и, следовательно, по способам освоения и предъявления в комплексной городской среде. Это означает уход от концепции неразличимой массовой застройки «соцгорода», характерной для предыдущих десятилетий.

· Условием повышения качества жизни и увеличения разнообразия пространств является переход от моноцентричной к полицентрической модели, которая обеспечивает разгрузку исторического ядра от чрезмерной концентрации рабочих мест за счет формирования современных многофункциональных центров в других сегментах городского пространства. Использование имеющихся территориальных ресурсов Москвы (в том числе производственных зон) должно идти с учетом этого ключевого фактора.

· Условием сбалансированного развития полицентричной Москвы и Московской агломерации в целом является развитие мультимодальной транспортной инфраструктуры, в основе которой – комфортный и скоростной общественный транспорт. Важным элементом этой системы является авиационный хаб, связывающий городские аэропорты в единую схему и объединяющий новый центральный пересадочный узел с деловым и финансовым центром по модели «аэрополиса».

· Присоединенные к Москве территории в значительной степени должны быть использованы как пространство отработки новых технологий в планировочных решениях, в строительстве жилья и бизнес площадок, в создании новых систем жилищно-коммунального хозяйства и в развитии различных форм участия жителей в принятии решений по всем вопросам местного значения.43

· Решение, фактически, любой городской проблемы неизбежно упирается в вопросы создания и функционирования Московской агломерации. В реальности Москва давно уже развивается как крупнейшая агломерация в Европе и как крупнейший Столичный регион. Современная агломерация должна развиваться как единое пространство социально-экологического комфорта и единая информационно- коммуникативная среда.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!