• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневники Летней школы Соловки - 2016

Соловки, легендарные Соловки…

 

День первый (30 июня)

Думаю, что это путешествие мы все ждали с большим предвкушением и энтузиазмом. Академический адреналин июня закончился: экзамены, эссе, проекты и бессонные ночи позади, и можно, наконец, отправляться  в путь -  в интересное и насыщенное северное приключение. По факту, наша летняя школа началась уже сегодня, 30 июня, когда в Санкт-Петербурге встретились группы Санкт-Петербургского и Московского кампусов НИУ ВШЭ, а также прилетели наши коллеги из университета им. Гумбольдта в Берлине, которые изучаю русский язык и русскую культуру. Студенты из Москвы приехали раньше всех, аж в 6 утра, зато успели вдоволь насладиться утренним Петербургом и изучить его не только культурно, но и гастрономически (кстати, студенты передают полный восторг от обилия питания в питерском кампусе).
После установочной лекции и кофе-брейка, где участники могли наконец начать знакомиться друг с другом, мы отправились к Соловецкому камню, чтобы почтить память узников соловецких лагерей. Этот камень – символ Соловков, в 2002 году был привезен прямо с острова и установлен на Троицкой площади напротив небезызвестного дома политзаключенных (подобные камни есть и в других городах России). Как отметила Ю. А. Лайус, доцент НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, примечательно, что именно камень – природный объект – явился одновременно и культурным символом. Ведь мы должны рассматривать архипелаг как мультикомпонентную систему, неразрывно связанную с природой и деятельностью человека, где грань между культурным и природным – необычайно тонка. Конечно, в данном случае монумент напоминает нам о темных и трудных страницах истории Соловков, о трагическом прошлом минувшего века, которое еще требует глубокого переосмысления. Посещение Соловецкого камня, по словам со руководителя школы Татьяны Мешковой, заместителя директора НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, становится важной традицией летней школы, т.к. позволяет соприкоснуться с уникальной историей архипелага еще до приезда на место.
После посещения монументы мы, благополучно минуя пробки, добрались до вокзала. В поезде нас ждала романтика русских железнодорожных путешествий вместе с «дошираками», чьим-то похрапыванием в конце вагона и, разумеется, задушевными разговорами. В то время как вагонное радио знакомило пассажиров со всеми жемчужинами русского музыкального наследия («я для тебя из хрусталя построю замок, я для тебя из янтаря  построю дом….»), в некоторых купе иногда шли разговоры профессионального толка:

- А какая у тебя тема исследования?

- А какие источники? А методология?

Гуманитарии Вышки собрались, понимаете!
Духота стояла страшная. Тщетно пытаясь понять, почему по мере приближения к северу –  становится все жарче, мы скрашивали существование разговорами о Марке Блоке, сущности истории, особенностях преподавания в московской и питерской вышке. Наконец, утомленные насыщенным днем и, в случае с нашим купе, безуспешной борьбой с доисторическим окном, мы все легли спать. Ведь завтра такой важный день. Любопытство не оставляет: что же, что будет там, на Соловках? Скоро узнаем

  

День второй (1 июля)

Наша поездка на Соловецкий остров была очень бодрящей: где-то в 11 утра мы прибыли в Кемь (населенный пункт, откуда отходит паром на Соловки), погода была необычайно теплой и солнечной, чему мы удивились. Но буквально через пару часов, когда мы уже плыли на пароме, все достали куртки и свитера, чтобы не замерзнуть из-за сильного ветра. Впечатляют красоты северной природы, которые мало кого могут оставить равнодушными.
На Соловках нас радушно встретили наши коллеги из САФУ, а сразу после обеда начались вводные лекции, благодаря которым мы должны были лучше понять всю специфику и уникальность Соловецкого архипелага.

После приветствий и напутственных слов организаторов Летней школы выступил Василий Николаевич Матонин, редактор альманаха «Соловецкое море». В своей речи профессор очертил ряд спорных вопросов, связанных с историческим, культурным и политическим развитием острова, привел различные легенды об этимологии названия. Василий Николаевич подчеркивал, что на протяжении многих веков Соловки были территорией, противопоставленной всему миру. Само путешествие по водной глади расценивалось как переход в иной мир. Затем о системе СЛОН очень эмоционально и интересно рассказывал Юрий Аркадьевич Бродский, книга которого «Соловки. Лабиринт преображения» должна выйти этой осенью. Трагические истории заключенных, сломанные судьбы их близких и родственников заставляют еще больше погрузиться в этот водоворот истории, происходивший на Соловках. Когда узнаешь, что могли расстрелять за «потерю партийного и чекистского чутья», а также о том, как пытали узников, то приходит осознание, что историю нужно знать по крайней мере для того, чтобы не допустить в подобного в будущем… Наши немецкие коллеги из университета им. Гумбольдта активно участвовали в дискуссии после докладов, предлагая свой взгляд на события тех лет.
После такого насыщенного и трудного дня все же остались силы на прогулку по острову. Как же завораживает, когда в полночь светло как днем! Хочется гулять бесконечно, но предстоящий завтрак ровно в 8 утра не дает забывать о том, что мы здесь собрались не только ради отдыха и осмотра достопримечательностей, но и для того, чтобы разрабатывать проекты.

 

День третий (2 июля)

Такой насыщенный вышел третий день на Соловках (хотя, я думаю, рассказы последующих дней будут начинаться с такой же фразы)! Почти падая от приятной усталости, я все же постараюсь поделиться сегодняшними эмоциями и знаниями, ничего не упустив.
Хочу сказать, что просыпаться на Соловках – одно удовольствие, пускай даже в 7 утра. Солнце бледно освещает комнату, из окна вид на ясное небо, зеленую опушку и лес…Глаза не сразу привыкают к такому умиротворяющему виду после ежедневных каменных джунглей больших городов.
Итак, сегодня мы слушали три преинтереснейшие лекции более, скажем так, практического характера. Очень радует, что перед нами выступают не случайные люди, а настоящие эксперты и профессионалы своего дела. Первая лекция была посвящена информационному развитию Соловецкого архипелага, о чем рассказывал Даниил Клюкин, один из разработчиков информационного портала «Мои Соловки», представитель департамента информационных технологий Агентства по развитию Соловков Архангельской области. Оказывается, этим департаментом были разработаны геоинформационные карты острова с 40 информационными слоями! Что это значит: на карте смоделированы все объекты Соловков, нажав на один из которых можно увидеть, что было на этом месте в разные эпохи и что планируется построить («вот до чего техника дошла!...»). Таким образом, можно составить представление о том, как меняется и развивается территория. Также были созданы так называемые 6D модели (к 3D добавили деньги, время и …) поселка для осуществления более эффективного контроля за территорией, в первую, очередь со стороны власти. С помощью этой разработки власти из Архангельска могут легко отслеживать, например, процессы строительства (кстати, программа помогла выявить около 30 нарушений лишь в одном объекте). Затем  Евгений Плисецкий, старший преподаватель кафедры УРТиР, заместитель директора ИРИиГП НИУ ВШЭ, сфокусировал наше внимание на брендинге территорий и перспективах развития бренда Соловков. После вводной теоретической части о том, что такое бренд определенного региона и зачем нужно конструировать его идентичность, мы перешли к практическим примерам реализованных брендов городов.
Завершил лекционную программу Александр Гильдебрант, заместитель проректора САФУ, ведущий специалист в области информационной инфраструктуры, с актуальной докладом об особенностях развития "островной" инфраструктуры. Особенностей, или как автор предпочитает называть, «features» у такой территории, как Соловки, далеко немало. В первую очередь, это малый масштаб, отсутствие суши, дальнее расстояние, из чего вытекает долгая длительность процессов. Так, в техническом оснащении Соловков фигурируют нереальные цифры, исчисляемые в миллионах, а подчас в миллиардах, потому что масштабы поселка совсем небольшие, а оснащать приходится так же, как и в обычном случае. Поэтому, как заключил А.Гильдебрант, инфраструктурное развитие Соловков требует творческого подхода, т.к. в данном случае даже самые нетривиальные, сумасшедшие идеи могут оказаться экономически выгоднее традиционных.
В обед мы работали в проектных группах, в нашем случае это группа студентов из университета Гумбольдта в Берлине. Наметили какие-то идеи, да и просто поговорили по душамJ Знаю, что у других групп проекты начинают активно развиваться.
Вечером нас ждала 3-часовая экскурсия по Соловецкому кремлю. Фотографии будут красноречивее слов, т.к. всего, что нам поведал замечательный экскурсовод Максим – не напишешь. Самым интересным моментом, как нам показалось, стало посещение монастырской тюрьмы, которая существовала здесь еще со времен Ивана IV до 1903 года. После экскурсии детальная картинка истории монастыря сложилась окончательно, и все в голове стало на место.
P.S. Еще мы теперь знаем, как выглядит Соловецкая элита! Это люди, которые покупают фрукты и овощи. Они здесь стоят дороже, чем в самых элитных магазинах Питера и Москвы. Хотя… после третьей лекции это должно перестать вызывать у нас шок J

    

День четвертый (3 июля)

Еще один наш день на Соловках, если бы мы следовали установленному плану, был бы менее насыщенным, чем предыдущие. До этого буквально друг за другом следовали лекции, экскурсии, работа в проектных группах. До обеда было свободное время, которое каждый проводил так, как считает нужным: плескался в озере, отсыпался, тратил деньги на разные сувениры и прочие радости жизни. Мы решили пойти на литургию - сразу же удивило большое количество людей на службе. Во время этих полутора часов многие пришедшие тоже пели нараспев некоторые молитвы.
Экскурсия на Секирную гору, которую провел Юрий Бродский, пришлась на вторую половину дня. Но до места назначения еще нужно было добраться, что и было самой веселой частью дня: автобус ехал так, что все вспоминали американские горки. Юрий Аркадьевич начал рассказывать про природу острова, потом про Крымскую войну. Само название горы связано с легендой: два ангела высекли жену карельского рыбака, который хотел поселиться на острове, потому что этот остров предназначен для жизни монахов. Но сам скит был основан только в XIX веке. В 1920-30-е годы здесь находился штрафной изолятор, а в 1992 году у подножия горы был установлен поклонный крест в честь Соловецких новомучеников.
По собственной инициативе мы решили пойти в Соловецкий историко-архитектурный музей. Экспозиция посвящена истории СЛОНа, по большей части в музее представлены законодательные акты тех лет, письма узников, фотографии, их личные вещи. Также можно посмотреть документальный фильм 1927-1928гг., в котором показано времяпрепровождение заключенных.
Ближе к вечеру можно было искупаться в Святом озере, погода же отличная!

   

День пятый (4 июля)

Что, уже понедельник? Не поспеваешь за количеством новых впечатлений, событий и информации. Соловки затягивают – кажется, что уже пару недель здесь прошло.
У нас снова занятия, и снова очень познавательные. Говоря о Соловках, невозможно не коснуться проблемы памяти, которая в современном контексте звучит весьма остро. Татьяна Тетеревлева  провела содержательную лекцию о формировании памяти о Соловках в России, что кажется важным аспектом, в частности, для нашей летней школы, поэтому я хотела бы остановиться на нем подробнее, тем более, что лектор прекрасно очертила данную тему в современном контексте.
Т.к. культурная память всегда многослойна, можно выделить  несколько пластов памяти, связанных с восприятием архипелага. В доперестроечное время образ Соловков складывался в рамках общей темы русского севера. Этот начальный период туристической деятельности совпал с обращением к фольклору, бардовским песням и пр., однако, тема лагеря не звучала в этих сюжетах. А вот с конца 80-ых, вместе с политикой гласности, произошел поворот в гражданском сознании, который привел к реабилитации жертв режима и новой политики памяти. В отношении Соловков – это время переформатирования всей общей истории в пользу лагеря, истории репрессированных. Следующий пласт памяти связан с возрождением монастыря с 90-х годов и акцентировании на религиозной истории острова. О чем лекция заставила задуматься – это о формах сохранения памяти на Соловках: «мягкой» – в текстах, традициях, искусстве или же «твердой» – искусственно сконструированных памятниках. 
На второй лекции заслуженный архитектор и градостроитель Сергей Ткаченко обсуждал с нами подходы в обращении с культурным наследием в градостроительстве, применительно к Соловкам, в частности. Проектов развития поселка существует, наверное, столько же, сколько и сложностей в их воплощении, связанных с уникальностью и многосложностью территории. Например, большой пласт туристов на Соловках хочет погрузиться в самую что ни на есть аутентичную среду, в историю – «без прикрас». В этой связи даже банальный вопрос о новых дорогах на Соловках становится весьма неоднозначным. На третьей лекции Елена Шурупова сфокусировалась на природопользовании и традиционных промыслах Соловков сегодня. С историей архипелага традиционно были связаны два из них – солеварение и смолокурение, которые, однако, уже не работают экономически в современных реалиях. В то же время, исходя из общей дискуссии, их можно было бы использовать в качестве одной из туристических активностей. Конечно, на первый взгляд, многое может показаться запутанным  и сложным на Соловках, как  в культурном, так и в экономическом отношении. Но почему-то все преподносится и воспринимается скорее в оптимистичном ключе, как поле для творчества, а не уныния.  По крайней мере, в нашей проектной группе, которая уже несколько видоизменилась – отношение такое. Много планов и идей, которые перманентно обсуждаются, но об этом позже.
На Соловках все еще жара, да какая! «Аномалия» - в один голос твердят местные, а в озере «Святом», что прямо за стенами монастыря вода уже совсем теплая, ребятня там плещется с утра до ночи. Мы тоже пытаемся вкусить кусочек лета и не упускаем шанс освежиться, иногда изобретая купальники из того, кто на что горазд (наши сумки забиты свитерами и шерстяными носками, о купаниях никто и не думал!).  А еще: сегодня мы попробовали  самый вкусный творог на свете – домашний, свежий, прямо из рук милой бабушки, которая уже очень известна среди местной общественности.
Трудяги - социологи  еще обрабатывают результаты первых полевых исследований, и под их активные обсуждения с другой стороны комнаты я устало засыпаю.

 

День шестой (5 июля)

Очередной день на Соловках начался с лекции Ирины Ильиной, профессор кафедры УРТиР, директор ИРИиГП НИУ ВШЭ, про стратегическое управление. Ключевой темой выступления стало рассмотрение особенностей управления территориями, отличающихся особым положениям и спецификой развития. Были освещены основные проблемы Соловков, возможные варианты улучшения жизни населения.
После лекции мы поехали на Заицкие острова, площадь самого большого из них равна приблизительно одному квадратному километру. Экскурсия началась с каменных лабиринтов, которым около тысячи лет, а первые жители появились здесь 7 тысяч лет назад. Начало исследованию древних лабиринтов положил Николай Николаевич Виноградов, который задал основные вопросы, на которые пока нет ответов, - кто построил эти лабиринты, зачем и когда. Возможно, эти лабиринты служили как языческое капище.
Еще одной достопримечательностью Заицкого острова является Андреевская церковь. Когда в 1702 году на этот остров прибыл Петр I, здесь впервые был освящен Андреевский флаг. Также на острове была построена валунная каменная гавань середины XVI века. Когда мы на катере возвращались на Соловецкий остров, резко поменялась погода – подул сильный ветер, небо резко затянулось темными тучами. В XX в. здесь находился штрафник, куда отправляли женщин за «распущенное поведение».
Затем мы прослушали две лекции по социологии, прочитанные Ольгой Руссовой и Екатериной Шишовой. Они рассказали про подходы к проведению социсследований на конкретных территориях, правила составления индексов развития туризма по данным опросов и т.п.
В свободное время был организован мастер-класс по гончарному делу - непосвященным мастерство гончара может показаться настоящим волшебством. Нам не только рассказывали про работу в мастерской, но и разрешили поработать за гончарным кругом.  Наши чашки и вазочки были похожи на кривобоких чудовищ, зато это было прекрасное времяпрепровождение.
Конечно, все мы работали в своих проектных группах, пытаясь найти время между многочисленными лекциями и экскурсиями.

     

День седьмой (6 июля)

Можно сказать, что этот удивительный, и, возможно, самый яркий день на Соловках, начался еще вчера вечером. В Морском музее профессором историком МГУ, А.В. Лаушкином, была прочитана лекция о святителе Филиппе. Без сомнения, это одно из самых увлекательных, проникновенных и профессиональных выступлений – выражаю не только свое мнение, но и большинства слушателей. Вот бы каждому научиться также талантливо и глубоко рассказывать о том, что изучаешь и чем живешь. Мероприятие проводилось не только в рамках нашей летней школы, но было организовано для всех желающих соприкоснуться с культурно-интеллектуальной жизнью Соловков (которая, как кажется, здесь просто кипит в летний период!). После лекции мне и моему партнеру по проекту Ирине удалось душевно пообщаться с иеромонахом Петром – небезызвестным человеком в религиозной жизни монастыря.
А сегодня мы доказывали свою  физическую выносливость (не все же только умственную). Экологический туризм – вот как была названа наша знаменательная экскурсия. В 8.30 утра начался поход на Белужий мыс, откуда мы вернулись только к 16 часам. Не считая все тех же американских автобусных горок, остальное время мы шли пешком по не самым простым лесным тропкам, наслаждаясь свежайшим воздухом уникальных Соловецких лесов. Наш опытный экскурсовод Татьяна Фокина в пути снабжала нас интересной информацией об особенностях  удивительной флоры и фауны Соловков. Каждый из нас ощущал себя отважным воином, потому что битва велась не на жизнь, а на смерть, т.к. противостояние «мы – жестокие  и голодные соловецкие комары» не прерывалось ни на минуту... Могло показаться, что мы шли вечность, но вскоре (…часа так через 3 три) перед нами открылось невероятное Белое море…. Здесь мы переобулись в резиновые сапоги и еще минут тридцать шли по территории приливов и отливов моря. Собирая ракушки и интересные камешки, мы дошли до мыса, с  которого можно увидеть легендарных белух. Белухи – это млекопитающие, относящиеся к семейству дельфинов подотряда зубатых китов.  Эти загадочные жители северных морей устроили на Белом море «детский сад»: здесь они выращивают детенышей, причем с большим усердием (например, кормят их каждые полчаса и взращивают до подросткового возраста). Белухи – крайне социальные создания, они общаются с помощью 50 разнообразных звуков, включая и язык тела, и мимику!  Понаблюдав за их плесканием в воде и потревожив местных птичек Крачек, еще одних известных северных обитателей, мы побрели назад. По возвращению к берегу мы устроили мини-пикник с долгожданным обедом и вкусным травяным чаем, чтобы укрепить силы на обратный путь.
Вечером была проведена полезная лекция по составлению проектов от Елены Доценко из САФУ, после которой в голове многое прояснилось. Затем желающие могли посетить творческий вечер В.Н. Матонина, яркого представителя творческой и интеллектуальной элиты Соловков. Василий Николаевич поделился с нами своими стихами, рассказами, спел под гитару и поведал свои жизненные афоризмы, например: «Что может позволить себе Вася, не может Василий, и уж, тем более, не может позволить Василий Николаевич». После этого мы душевно посидели в компании наших руководителей из НИУ ВШЭ и немецкой командой из Университета Гумбольтда, которая уезжает уже завтра! Так и прошел этот красочный день… спокойной ночи.
   

День восьмой (7 июля)

Приближалось окончание Летней школы, но темп нашей работы только набирал обороты. С 9 утра мы уже слушали лекцию Юлии Лайус, посвященную природным ресурсам и климату в истории Белого моря и Соловков. Лектор не только рассказывала об экологической истории, ее связи с другими дисциплинами, но и затронула вопрос о междисциплинарном диалоге. Чуть позже мы узнали про особенности адаптации мигрантов к условиям высоких широт. В лекции Людмилы Морозовой было много интересных сведений о строении человеческого тела, возможности приспособиться к различным климатическим условиям, в том числе на Севере.
Затем Сюзанна Франк, профессор из университета имени Гумбольдта, прочитала лекцию про осмысление вечной мерзлоты в поэме П. Флоренского «Оро». С чем ассоциировался лед, какие метафоры для природы крайнего Севера использовали российские писатели, в чем уникальность системы персонажей в поэме – всё это мы узнали из данного доклада. Марина Баталина, начальник Управления международного сотрудничества ВШЭ, рассказала про социальное предпринимательство: основные характеристики, отличия от благотворительности и т.д. Лекции были весьма разнообразны по тематике, но все они дополняли друг друга.
Поскольку завершение школы было уже не за горами, работа в проектных группах становилась все интенсивнее. Но это не помешало нам сходить на тренинг «Создай свои виртуальные Соловки» в Морском музее.

День Х (8 июля) 

Сегодня был наш последний день на Соловках, и эта запись будет проникнута неизбежной грустью отъезда. Вставать было особенно тяжело, ибо спали мы (как студенты, так и преподаватели) очень мало. Классика жанра:  лучшие проекты дорабатываются ночью. Тем более что белые ночи вдохновляют на активные брэйншторминги…Могу сказать, что нашу подготовку презентации я точно не забуду! Процесс был продуктивный и очень полезный, ведь мы работали вместе с опытнейшими профессионалами своего дела.
Утром последовала защита, на которой были представлены интересные проекты по следующим направлениям: 1) экологический мониторинг архипелага; 2) социологический анализ туризма на Соловках; 3) исторический квест по Крымской войне, который проектировали историки совместно с IT-шниками (последние также занимались разработкой мобильных приложений для Соловков) 4)разработка инфраструктуры рекреационного характера и 5) проект по исторической памяти и образованию. Мы работали как раз над последним, предлагая проект по включению в публичное пространство неактуализированных страниц прошлого Соловков с активным вовлечением в эту работу местных школьников. На мой взгляд, все презентованные проекты были на должном уровне. После активных дискуссий на защите нас ждал последний обед, где нам вручили сухой паек для дальнейших странствий. За оставшийся час перед отплытием каждый выполнял то, что не успел за все время на острове, например, судорожно докупал сувениры (о, они здесь на любой вкус!).
В 15.00 наш теплоход покинул чудесные Соловки. В пути, чтобы скоротать время, можно было покормить чаек или помочь социологам доопрашивать туристов, чем я собственно и занималась. Особенно интересно общаться с иностранцами, которые приезжают на Соловки, и узнавать их впечатления от поездки. В 17.00 мы прибыли в Кемь, откуда уже каждая группа уезжала отдельно в свои города –  Питер, Москву и Архангельск. Чтобы не сидеть несколько часов на вокзале мы разбились на дежурные группки, и пошли гулять по городу. Ох, Кемь – это вообще отдельная история. Этот северный предпортовый городок -  почти рай для антропологов, т.к. специфика Кеми представляет много интересного для изучения «постсоветской эстетики». Чего стоят названия магазинов и ларьков (мы очень хотели посмотреть на лица придумывавших их «маркетологов»). Сам город очень пустынный, немного странный, но и в нем есть на что посмотреть: мы прогулялись до замечательной деревянной церкви 18 века с какой-то невероятно одухотворенной атмосферой внутри…Там темно, тихо и просторно. В церкви можно увидеть огромные старинные иконы, проникнуться духом старины, как она есть, но уже скоро храм подлежит научной реконструкции: будет разобран, а затем заново собран.
Затем мы  немного окунулись в местный гламур, насладившись чашкой чая за 25 рублей в модном кафе «Каприз». Атмосферу места нельзя передать словами, нужно только побывать там самим…Поезд до Питера отходил в 21.06, а москвичам пришлось ждать аж до часу ночи! Поэтому они провожали нас, и под заключительные прощальные слова и объятия у вагона, мы сели в поезд. Ощущения такие же, как после окончания смены в детском летнем лагере. Закончилось что-то яркое и насыщенное, что заняло частицу твоей души.
Летняя школа на Соловках – это удивительное время в удивительном месте с удивительными людьми.
  
Невероятное спасибо организаторам за это важное событие в жизни каждого из нас! 


Дневник ведут студенты НИУ ВШЭ
Елена Воскресенская (Санкт-Петербург) и Елена Игнатьева (Москва)
Фото: Ирина Калина (Москва)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!