Экспертное заключение Института региональных исследований и городского планирования на Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации»
Федеральным агентством по туризму были разработаны и подготовлены предложения к Концепции проекта нового «Закона об основах туристской деятельности». "Появление этих предложений связано с тем, что многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии."
Актуальность разработки нового Закона о туризме в Российской Федерации, отвечающего современным вызовам развития туризма в мировом масштабе и обеспечивающего включенность России в международный обмен туристами, назрела давно и, в этой связи, инициатива Федерального агентства по туризму представляется своевременной и правильной.
Настоящий Закон направлен на регулирование всех видов отношений, возникающих между федеральными, региональными и муниципальными властями, участниками туристического рынка, инвесторами, потребителями туристических услуг, и достижение приоритетов государственной политики в сфере развития туризма.
Сформулированные в п. 2 Предложений цели, задачи и принципы требуют конкретизации. На наш взгляд, целью применения данного Закона должны стать обеспечение развития регионов и туристских центров, формализация отношений государства, с одной стороны, и частного бизнеса: инвесторов, непосредственных участников туррынка, а также потребителей услуг – с другой. Участниками правового поля должны стать органы власти в сфере туризма, туристские регионы и подрегионы, туристские центры, предприятия туризма, потребители.
Предлагаем расширить перечень задач и включить в их состав:
· рассмотрение правовых основ экологического контроля и мониторинга при реализации туристической деятельности;
· формирование единого туристического информационного поля для всех участников туристической деятельности;
· применение разнообразных экономических механизмов и инструментов стимулирования развития и осуществления туристической деятельности;
· разграничение и описание функций федерального и региональных органов исполнительной власти по развитию туристских районов.
Особое внимание следует уделить п. 3 Предложений. В Законе должны найти свое отражение следующие ключевые пункты.
1. Правовые основы всестороннего развития и функционирования туристического рынка в стране от хозяйственно-правовых правил формирования туристско-рекреационных районов до оказания услуг потенциальным туристам.
2. Закрепление понятий туризма, туристско-рекреационной деятельности, туристско-рекреационных ресурсов, туристских ресурсов, территориальной туристско-рекреационной системы, туристско-рекреационного кластера.
3. Приоритетные территории (туристские районы) для развития туризма с одновременной привязкой видов туристско-рекреационной деятельности, предполагаемых к развитию на данных территориях.
4. Законодательное закрепление стратегии комплексного освоения существующих и перспективных территориальных туристско-рекреационных систем.
5. Описание правового статуса земель, вовлеченных в туристско-рекреационное использование.
6. Функции регулирования и поощрения развития туристского бизнеса со стороны федерального органа власти.
7. Финансовые механизмы стимулирования привлечения инвесторов к развитию туристско-рекреационной инфраструктуры.
8. Экономические механизмы стимулирования развития туристских районов: преференции на ведение экономической деятельности, льготное использование объектов недвижимости иностранными инвесторами в туристических зонах, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны и др.
9. Порядок привлечения иностранных инвестиций в туриндустрию.
10. Создание специализированного банковского института (Банк развития туризма) для осуществления финансирования развития территорий, решения вопросов кредитования компаний, занятых в строительстве объектов туризма.
11. Регламентация обязанностей государства, в части обустройства выделенных для организации туристической деятельности районов необходимой инфраструктурой (строительство дорог, обеспечение электро,- и водоснабжения территории и др.), а также частных инвесторов.
12. Регламентация схем управления и контроля за осуществляемой инвесторами хозяйственной деятельностью в туристских районах.
13. Особые правовые основания осуществления частным бизнесом хозяйственной деятельности, связанной с необходимостью выкупа земель, осуществления гостиничного, общественно-жилищного и коммерческого строительства, создания инженерной инфраструктуры, рекультивации имеющихся земельных участков, строительства и оптимизация транспортной и информационной инфраструктуры в туристских районах.
14. Правовые основы экологического контроля и мониторинга туристической деятельности.
В целом, считаем, что подготовленные Федеральным агентством по туризму Предложения к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» должны лечь в основу разрабатываемого Закона с учетом внесения необходимых корректировок.
(с) Институт региональных исследований и городского планирования, 2013