• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертное заключение Института региональных исследований и городского планирования на Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации»

Федеральным агентством по туризму были разработаны и подготовлены предложения к Концепции проекта нового «Закона об основах туристской деятельности». "Появление этих предложений связано с тем, что многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии."

Актуальность разработки нового Закона о туризме в Российской Федерации, отвечающего современным вызовам развития туризма в мировом масштабе и обеспечивающего включенность России в международный обмен туристами, назрела давно и, в этой связи, инициатива Федерального агентства по туризму представляется своевременной и правильной.

Настоящий Закон направлен на регулирование всех видов отношений, возникающих между федеральными, региональными и муниципальными властями, участниками туристического рынка, инвесторами, потребителями туристических услуг, и достижение приоритетов государственной политики в сфере развития туризма.

Сформулированные в п. 2 Предложений цели, задачи и принципы требуют конкретизации. На наш взгляд, целью применения данного Закона должны стать обеспечение развития регионов и туристских центров, формализация отношений государства, с одной стороны, и частного бизнеса: инвесторов, непосредственных участников туррынка, а также потребителей услуг  – с другой. Участниками правового поля должны стать органы власти в сфере туризма, туристские регионы и подрегионы, туристские центры, предприятия туризма, потребители.

Предлагаем расширить перечень задач и включить в их состав:

·        рассмотрение правовых основ экологического контроля и мониторинга при реализации туристической деятельности;

·        формирование единого туристического информационного поля для всех участников туристической деятельности;

·        применение разнообразных экономических механизмов и инструментов стимулирования развития и осуществления туристической деятельности;

·        разграничение и описание функций федерального и региональных органов исполнительной власти по развитию туристских районов.

Особое внимание следует уделить п. 3 Предложений. В Законе должны найти свое отражение следующие ключевые пункты.

1.      Правовые основы всестороннего развития и функционирования туристического рынка в стране от хозяйственно-правовых правил формирования туристско-рекреационных районов до оказания услуг потенциальным туристам.

2.      Закрепление понятий туризма, туристско-рекреационной деятельности, туристско-рекреационных ресурсов, туристских ресурсов, территориальной туристско-рекреационной системы, туристско-рекреационного кластера.

3.      Приоритетные территории (туристские районы) для развития туризма с одновременной привязкой видов туристско-рекреационной деятельности, предполагаемых к развитию на данных территориях.

4.      Законодательное закрепление стратегии комплексного освоения существующих и перспективных территориальных туристско-рекреационных систем.

5.      Описание правового статуса земель, вовлеченных в туристско-рекреационное использование.

6.      Функции регулирования и поощрения развития туристского бизнеса со стороны федерального органа власти.

7.      Финансовые механизмы стимулирования привлечения инвесторов к развитию туристско-рекреационной инфраструктуры.

8.      Экономические механизмы стимулирования развития туристских районов: преференции на ведение экономической деятельности, льготное использование объектов недвижимости иностранными инвесторами в туристических зонах, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны и др.

9.      Порядок привлечения иностранных инвестиций в туриндустрию.

10.  Создание специализированного банковского института (Банк развития туризма) для осуществления финансирования развития территорий, решения вопросов кредитования компаний, занятых в строительстве объектов туризма.

11.  Регламентация обязанностей государства, в части обустройства выделенных для организации туристической деятельности районов необходимой инфраструктурой (строительство дорог, обеспечение электро,- и водоснабжения территории и др.), а также частных инвесторов.

12.  Регламентация схем управления и контроля за осуществляемой инвесторами хозяйственной деятельностью в туристских районах.

13.  Особые правовые основания осуществления частным бизнесом хозяйственной деятельности, связанной с необходимостью выкупа земель, осуществления гостиничного, общественно-жилищного и коммерческого строительства, создания инженерной инфраструктуры, рекультивации имеющихся земельных участков, строительства и оптимизация транспортной и информационной инфраструктуры в туристских районах.

14.  Правовые основы экологического контроля и мониторинга туристической деятельности.

В целом, считаем, что подготовленные Федеральным агентством по туризму Предложения к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» должны лечь в основу разрабатываемого Закона с учетом внесения необходимых корректировок.

(с) Институт региональных исследований и городского планирования, 2013