• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Резолюция 4-го заседания Арктического экспертного клуба

Заседание было организованно Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ совместно с Арктическим Центром Стратегических Исследований САФУ имени М.В. Ломоносова. Семинар был посвящен актуальным на сегодняшний день вопросам развития арктического туризма c целью подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию механизмов управления развитием, координации и регулирования вопросов организации туризма в Арктической зоне РФ.

Резолюция 4-го заседания Арктического экспертного клуба (АЭК) «Арктический туризм в России» (17 февраля 2016 года)

  • Арктический центр стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова
  • Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

Заседание, состоявшееся 17 февраля 2016 года на площадке САФУ имени М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ (в режиме видеосвязи), было посвящено актуальным на сегодняшний день вопросам развития арктического туризма c целью подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию механизмов управления развитием, координации и регулирования вопросов организации туризма в Арктической зоне РФ.

Ключевые темы для обсуждения: потенциал и перспективы развития туризма в Арктике (скандинавские страны, северная Америка); арктический туризм в России: состояние и тенденции; организационно-экономическое и нормативно-правовое обеспечение организации арктического туризма в России; особенности обработки эмпирических материалов и разработки электронного справочника «Туризм в Российской Арктике»; инфраструктурные особенности организации туризма в АЗРФ; модель создания региональной инновационной системы (РИС) по управлению туристической деятельностью в АЗРФ.

В ходе обсуждения были затронуты как отраслевые, так и системные вопросы развития Арктических регионов с точки зрения приоритетности туризма, была затронута тематика функционирования системы государственного управления развитиям туризма, в контексте северного вектора, отмечена важность комплексного подхода к проведению исследований туристического потенциала Арктики с последующей их имплементацией в форме реальных управленческих решений.

Развитие туризма в Арктике – это одно из перспективных направлений экономической деятельности в регионе, обусловленное как высоким природным и культурным ее потенциалом, так и высоким мультипликативным эффектом на комплексное развитие территории. Безусловно, реализация туристических возможностей арктических регионов должна обеспечиваться за счет четко отлаженной и выстроенной системы управления развитием как самой отрасли туризма, так обеспечивающих ее нормальное функционирование отраслей. Ключевыми принципами разработки, реализации и контроля определенных стратегических мероприятий являются их скоординированность, взаимоувязанность и последовательность, подкрепленная необходимой нормативно правовой базой. Значение здесь имеют также объемы и полнота финансирования, применение моделей ГЧП в развитии туристской инфраструктуры. Кроме того, важной составляющей сбалансированного развития российской Арктики является формирование прочной научно-исследовательской и методологической базы освоения потенциала территории, обеспечивающей выбор наиболее рациональных мер и механизмов государственного, муниципального, общественного и корпоративного управления.

По результатам 4-го заседания АЭК была сформулирована приоритетная повестка для органов государственной власти (федерального и регионального уровней) развития АЗРФ в сфере туристско-рекреационной деятельности, а также предложены организационно-экономические, институциональные, законодательные меры и мероприятия.

Развитие туристского сектора в Арктике должно базироваться на научных разработках и государственном регулировании, с учётом серьезных финансовых вложений и привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Природно-рекреационный и историко-культурный потенциал российской Арктики в настоящее время не получил должной оценки, а его использование для развития туристской отрасли является фрагментарным, и не приносящим доходов, а в ряде случаев, наносит непоправимый вред окружающей среде и объектам историко-культурного и природного наследия.

Ряд арктических регионов России на сегодняшний день не имеет внятной, обоснованной Концепции по развитию Арктического туризма, подкрепленными фундаментальными и комплексными экономико-географическими и социально-экологическими исследованиями природного и историко-культурного наследия Арктики как основы туристской привлекательности региона, в том числе комплексной оценкой рекреационной емкости арктических территорий для дальнейшего их использования в качестве туристских дестинаций.

Оценка природного и историко-культурного потенциала должна проводиться для каждого туристски привлекательного района Арктики с одновременной разработкой туристических маршрутов. На сегодняшний день, отмечается крайне низкая популяризация Арктики как туристского региона для внутреннего туризма, проектных и уже существующих туристических маршрутов среди российских потребителей, высокая стоимость туров. Существующие и реально «работающие» туристические маршруты, в основном, ориентированы на материковую часть российской Арктики. Наблюдается острый дефицит специалистов в области арктического туризма.

Историко-культурные объекты, в том числе памятники истории освоения Арктики нуждаются в реставрации, подвергаются значительному разрушению, в том числе и по вине самодеятельных туристов.

Среди выявленных в ходе выступлений докладчиков проблем были отмечены следующие:

  • Отсутствие четких теоретико-методологических обоснований развития арктического туризма, в том числе касающихся определения понятия арктического туризма как пространственно-географической и экономической категории. Среди сложившихся подходов к определению арктического туризма доминирует географический принцип.
  • Отсутствие единой системы правовых норм по использованию и охране водных объектов Арктики как важных элементов транспортной системы для передвижения туристов и объектов туристского показа.
  • Туристический̆ потенциал Российской Арктики в настоящее время используется не более, чем на 10-15%, а при движении от западных к восточным регионам популярность арктических дестинаций сокращается до минимальных значений.
  • Доступность огромных туристически привлекательных территорий Арктики сдерживается слабым транспортным развитием и слишком высокими затратами для потенциальных туристов на аренду, например, воздушных транспортных средств (например, вертолета).
  • Закрытость Арктического региона для туристов, в том числе иностранных из-за его важности для национальной безопасности страны (пограничная зона, военные базы, важные производства).
  • Арктические регионы России слабо продвигаются в качестве туристических направлений как для российских, так и для иностранных туристов.
  • Незначительные объёмы финансирования государственных и региональных программ и проектов по развитию туризма, а также отсутствие координиации между всеми акторами при их реализации ограничивают развитие отрасли.
  • Слабое участие бизнеса в развитии туризма, отсутствие у туристских компаний четкого понимания специфики арктического туризма.
  • Высокая конкуренция на рынке туристических услуг со стороны Финляндия и Норвегии, сдерживает развитием аналогичных видов туризма (морской, горнолыжный, военно-патриотический и другие виды туризма) в Мурманской, Архангельской областях.
  • Неоцененность роли экологического туризма как важного вида туризма для развития в Российской Арктике.
  • Сильное влияние факторов, сдерживающих развитие туризма в арктическом регионе: малая продолжительность благоприятного «высокого» сезона; наличие длительного холодного, дождливого, снегового периода, ветер, высокая влажность; личная безопасность туристов; наличие системы оказания базовых медицинских услуг.

Решение сформулированных проблем требует комплексного подхода, скоординированной и целенаправленной экспертно-аналитической работы, вовлечения широкого круга отраслевых министерств и ведомств и обеспечения их взаимодействия.

 

Предложения и рекомендации по итогам заседания: 

1. Научно-практическое обоснование целей и задач развития туризма в Арктике, формирование методических основ подготовки квалифицированных кадров для развития арктического туризма, актуализация и совершенствование природоохранного законодательства в условиях осуществления туристической деятельности.

Создание единого терминологического аппарата арктического туризма.

Проведение физико-географических, экономико-географических и экологических обоснований создания правовых, экономических и организационных условий для развития туризма.

Разработка и апробация методики комплексной экспертной оценки туристского потенциала арктических территорий и разработка конкретных, готовых к реализации, турпродуктов для развития российского арктического туризма.

Проведение экспертной оценки инвестиционной привлекательности арктических территорий на основе анализа инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска.

Консолидация усилий по формированию системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использованию, охраны и восстановления водных объектов АЗРФ и создания модели основ безопасного туризма при формировании туристско-рекреационной системы Арктики.

Разработка образовательных программ для осуществления подготовки и переподготовки кадров по туристическим специальностям.

Минобразования РФ, Минкультуры РФ, Ростуризм.

 

2. Обеспечение конкурентоспособности арктических туристических продуктов, способных привлечь туристов, интересующихся открытием для себя новых «экзотических» направлений, и сокращения издержек на проведение маркетинговых исследований.

Субсидирование «оригинальных арктических туристических продуктов» на стоимость северных удорожаний и транспортные расходов в составе оказываемых туристических услуг.

Субсидирование расходов на проведение маркетинговых исследований в сфере проектирования и продвижения арктического туристского продукта.

Ростуризм, региональные органы исполнительной власти АЗРФ.

 

3. Определение роли приактических территорий в арктическом туризме, как вспомогательного инструмента развития АЗРФ, включая разработку нормативно-правовых актов по определению статуса территорий, не относящихся к АЗРФ, но влияющих на ее социально-экономическое развитие:

Формализация и нормативное закрепление приарктических территорий и создание индивидуальных программ смежного развития в зависимости от их «причастности» к субъектам Арктической зоны РФ.

Минэкономразвития РФ.

 

4. Разработка правил и стандартов страхования туристов в Арктике, в том числе путешествующих по трассе СМП, включающих формирование специальной обязательной программы по страхованию жизни и здоровья человека, согласно утвержденным туристическим пакетам:

Определение списка туристических пакетов, реализуемых в Российской Арктике.

Создание перечня страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья туристов в Российской Арктике.

Формирование специальных обязательных программ страхования жизни и здоровья туристов в Российской Арктике.

Ростуризм, Минтранспорта РФ, Департамент страхового рынка ЦБ РФ, Росздравнадзор, Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан.

 

5. Разработка комплексной программы по обеспечению экологической безопасности в Российской Арктике, в том числе направленной на развитие экологически ориентированных видов туризма и снижение негативного экологического ущерба от развития туризма.

Минобразования РФ, Минприроды РФ.

 

6. Формирование единой нормативно-правовой базы развития арктического туризма.

Разработки и законодательное закрепление понятия арктического туризма и связанных со спецификой региона видов туристической деятельности, и возникающих в процессе их осуществления отношений.

Разработка и утверждение Закона о туризме как законодательно акта, направленного на регулирование всех видов отношений, возникающих между федеральными, региональными и муниципальными властями, участниками туристического рынка, инвесторами, потребителями туристических услуг, и достижение приоритетов государственной политики в сфере развития туризма. Целью применения данного Закона должны стать обеспечение развития регионов и туристских центров, формализация отношений государства, с одной стороны, и частного бизнеса: инвесторов, непосредственных участников туррынка, а также потребителей услуг – с другой стороны.

Совершенствование реализации 172-ФЗ[1] в части уточнения действующих документов стратегического планирования по развитию Арктики и туризма на федеральном и региональном уровнях. В данных документах должны быть усилены целеполагание и взаимувязанность на всех уровнях систему стратегического управления приоритетов и задач развития арктического туризма. Анализ программно-целевых инструментов реализации приоритетов, заложенных в стратегических документах регионов АЗРФ показал, что они, в настоящее время, не носят комплексного характера и направлены, в большей мере, на решение задач обеспечения нормальной работы муниципальных (или региональных) учреждений, связанных с туризмом и не носят комплексного характера.

Минэкономразвития РФ, Минкультуры РФ, Ростуризм.

 

7. Формирование условий развития малого предпринимательства в сфере туризма в регионах АЗРФ, включающих корректировку региональных и федеральных программ, разработку муниципальных программ развития туризма, развитие туризма в арктических регионах как одного из направлений диверсификации экономики в арктических моногородах.

Стимулирование развития предприятий малого бизнеса в сфере туризма.

Упрощение процедуры выделения земельных участков предприятиям малого бизнеса в сфере туризма.

Освобождение от арендной платы на землю предприятий малого бизнеса в сфере туризма на срок 3-5 лет в зависимости от сроков реализации и окупаемости разработанных проектов.

Постоянный мониторинг новых туристских продуктов в регионе, размещение и постоянное обновление информации о них на сайте туристского информационного центра.

Снижение проверочной нагрузки на малый и средний бизнес в сфере туризма со стороны контрольно-надзорных органов.

Организационная и информационная помощь в разработке новых межрегиональных туристских продуктов, реализуемых в рамках арктической зоны.

Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Минэкономразвития РФ, Ростуризм.

 

8. Развитие морского туризма на базе Мурманского, Архангельского морских портов, а также Дальневосточных портов и проведение маркетинговых исследований потребителей турпродукта в сфере морского туризма, включая разработка программ продвижения морского туризма.

Разработка прогноза потребностей в морском туризме

Разработка программы развития морского туризма

Разработка маршрутов и направлений морского туризма

Ростуризм, Минкультуры, региональные органы исполнительной власти субъектов АЗРФ.

 


[1] Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"