• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5-ое заседание Арктического экспертного клуба "Экспертиза проекта Федерального закона об Арктической зоне РФ"

В конце июля состоялось заочное закрытое 5-ое заседание Арктического экспертного клуба, связанное с экспертизой проекта Федерального закона об Арктической зоне РФ. В рамках заседания был обсужден широкий круг вопросов, затрагивающих особенности регулирования хозяйственной деятельности, обеспечения условий проживания и безопасности на арктических территориях, социального и пространственно-территориального развития, системы управления развитием территории. По итогам заседания была подготовлена резолюция для направления в Минэкономразвития РФ, в которую вошли предложения участников заседания по экспертизе проекта закона.

Резолюция 5-ого заседания Арктического экспертного клуба «Экспертиза проекта Федерального закона об Арктической зоне РФ»

  • Арктический центр стратегических исследований САФУ им. М.В. Ломоносова
  • Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

 САФУ А.В. Цыбульскому от 03.08.2016 №01-1487 (PDF, 514 Кб)

 Предложения АЭК в проект Закона АЗРФ (1) (PDF, 319 Кб)

Представленный на согласование проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» призван заложить прочные законодательные основы реализации государственной политики в стратегическом регионе РФ, за счет обеспечения регулирования деятельности по основным направлениям социально-экономического развития: человеческий капитал, пространственное развитие, рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Закладываемые регуляторные меры должны быть увязаны со спецификой физико-географического положения, природных и медико-биологических условий проживания в регионе, особенностей арктических экосистем.

Проект закона в целом представляет четко структурированный документ, охватывающий основные наиболее важные аспекты регулирования социально-экономических процессов в АЗРФ, сбалансирован по объему. Тем не менее, проведенный экспертный анализ показал необходимость внесения ряда корректировок и дополнений в представленный проект закона.

В законе слабо отражены специфические условия Арктики и особенности регулирования хозяйственной деятельности в данном регионе, хотя особенности положения, условия проживания и ведения хозяйства существенно отличаются от остальной территории РФ. Целесообразно законодательное закрепление применения специальных мер государственной поддержки и стимулирования экономической активности в АЗРФ, например, установление льготных условий кредитования, особые налоговые условия, компенсации для населения АЗРФ и пр.

В результате экспертизы проекта федерального закона сделан вывод о необходимости внесения изменений в отдельные статьи в целях конкретизации правовых норм, касающихся комплексного регулирования отношений в Арктике.

В основу разработки закона должна быть положена «Концепция устойчивого развития», так как это предполагает учет тех подходов и трендов, которые имеются в мировой практике, в том числе и при развитии арктических территорий. Эта концепция учитывает обязательное соблюдение и учет экономических, социальных и экологических показателей, что для Арктической зоны Российской Федерации является необходимым, так как обеспечивает гармонизацию между эффективным экономическим и социальным развитием и экологически сбалансированным природопользованием, гарантирующим защиту уязвимой природной среды Арктики.

В законе должны быть закреплены положения о лицах, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, прежде всего старожильческое население». Законодательно закреплено понятие «старожильческое население как сельское население, не относящееся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но которое по своему образу жизни, хозяйствованию и промыслам, историческим предпосылкам сходно или идентично с коренными малочисленными народами, хотя и этнически отлично от него, постоянно проживающее в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе на землях коренных малочисленных народов».

Данное предложение корреспондирует к части 3 статьи 3 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также региональному законодательству, в частности к статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 133-З № 269-III «О распространении положений Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» на русских арктических старожилов Якутии (походчан и русскоустьинцев)».

1.                Необходимо добавить статью «Пространственное развитие АЗРФ». Специфика территории АЗРФ (низкая плотность населения, высокий уровень урбанизации – в отдельных районах более 95%, слабая транспортная доступность, суровые природные условия для проживания и обеспечения нормального функционирования систем расселения в АЗРФ) обусловливает необходимость реализации государственной политики по формированию сбалансированного пространственного и территориального развития региона. В статье «Пространственное развитие» должны быть законодательно закреплены принципы и меры:

  • развития систем расселения, включая инфраструктурное развитие городских систем;
  • размещения производительных сил, включая выделение сети опорных экономических центров –описание ниже;
  • реализации проектов комплексного освоения территории (ПКОТ) – описание ниже;
  • инфраструктурного развития территории, включая инструменты государственной поддержки, принципы реализации кластерной политики на территории АЗРФ.

2.                В дополнении к формированию на территории опорных зон развития целесообразно ввести понятие «опорный экономический центр в Арктике» как городское поселение, расположенное на территории АЗРФ, обеспеченное круглогодичной устойчивой транспортной связью, со сформированной комфортной средой для проживания и работы населения, отличающееся высоким уровнем развития городской инфраструктуры, развивающееся как кадровый, технологический, сервисный центр хозяйственного и инфраструктурного освоения территории АЗРФ формируемой опорной зоны развития.

3.                Особенности АЗРФ определяют задачу законодательного оформления системы управления ее социально-экономического развития. Так, необходимо добавить отдельную статью «Управление развитием АЗРФ». Система управления развитием АЗРФ должна состоять из Уполномоченного федерального органа исполнительной власти, управляющей компании – «Корпорации развития АЗРФ», осуществляющей функции по управлению опорными зонами развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав АЗРФ. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти наделить полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера «Корпорации развития АЗРФ», 100 процентов акций которого находятся в федеральной собственности. В рамках Корпорации развития АЗРФ целесообразно создание проектных офисов, осуществляющих управление реализацией каждого проекта комплексного освоения территории в Арктике (ПКОТ) в рамках сформированных опорных зон развития.

«Корпорация развития АЗРФ» - это управляющая компания, определенная Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению опорными зонами развития, 100% акций которой принадлежит Правительству Российской Федерации. Основными полномочиями Управляющей компании «Корпорации развития АЗРФ» должны стать:

  • осуществление функции по управлению опорными зонами развития;
  • участие в разработке и реализации территориальных и отраслевых стратегий развития;
  • разработка концепций, бизнес-планов, программ реализации отраслевых и инфраструктурных ПКОТ;
  • организация экономического и правового консультирования при подготовке ПКОТ;
  • инициирование и структурирование ПКОТ;
  • создание проектного офиса по реализации ПКОТ.
  • осуществление экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий и проектов, включенных в Перечень мероприятий и ПКОТ;
  • внесение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации предложения по внесению изменений в Перечень мероприятий и ПКОТ;
  • осуществление мониторинг хода реализации мероприятий и проектов, включенных в Перечень мероприятий и ПКОТ;
  • проведение проверки соответствия проектной документации необходимой для реализации ПКОТ, включенных в Перечень мероприятий и приоритетных проектов, проектам планировки территории и проектам межевания территории;
  • осуществление прогнозирование и мониторинг комплексного социально-экономического развития Арктической зоны;
  • подготовка и предоставление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодный отчет о деятельности в отчетном периоде и план деятельности на очередной финансовый год и плановый период;
  • осуществление взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти арктических субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с функционированием и развитием опорных зон;
  • размещение на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о развитии опорной зоны, включая ежегодный отчет о деятельности в отчетном периоде;
  • обеспечение информационной поддержки органам государственной власти и местного самоуправления по вопросам размещения производств на территории АЗРФ;
  • осуществление иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В предлагаемой логике формирования системы управления развитием АЗРФ проектный офис должен создаваться управляющей компанией «Корпорация развития АЗРФ» для управления реализацией ПКОТ в соответствии с законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

Одновременно, предлагается ввести понятие «проект комплексного освоения территории Арктики» (сокр. ПКОТ) - комплексный инвестиционный проект создания объектов жилого, производственного или научно-технологического назначения на основе механизмов государственно-частного партнерства на территории АЗРФ в соответствии с определенными разрешенными видами экономической деятельности, обеспеченных необходимой социальной, инженерной, транспортной инфраструктурой, учитывающих климатические, экологические, геологические, геоморфологические параметры территории, сложившееся землепользование, характеристики прилегающих земель. ПКОТы представляют собой инвестиционные проекты, предлагаемые к реализации или реализуемые на территории сформированных опорных зон развития в Арктике. Специфика Арктической зоны требует законодательного закрепления основных подходов и принципов реализации инвестиционных проектов на ее территории. В данном случае предлагается эффективная система управления развитием АЗРФ: Корпорация развития АЗРФ (КРА – см. п. 16) выступает в качестве управляющей компании, отвечающей за развитие опорных зон, в том числе осуществляя деятельность по отбору ПКОТов. Для управления реализацией каждого конкретного ПКОТа в структуре КРА создается отдельный проектный офис. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера «Корпорации развития АЗРФ».

Полномочиями проектного офиса должны стать:

  • осуществление предпроектной проработки ПКОТ;
  • осуществление функций заказчика на разработку предпроектной, проектной документации по ПКОТ;
  • сопровождение ПКОТ в режиме «одного окна»;
  • координация и ускорение реализации ПКОТ;
  • разработка и согласование проектной документации и получение соответствующей исходно-разрешительной документации;
  • мониторинг ПКОТ по созданию и развитию кластеров, индустриальных парков, технопарков на территории АЗРФ;
  • оказание содействия в привлечении источников финансирования, в получении государственной поддержки, организация привлечения средств федерального, региональных и местных бюджетов для реализации ПКОТ;
  • поиск и привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры и реализации ПКОТ с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

4.                Предлагается уточнить понятие «северный морской путь» как национальной единой транспортной коммуникации, расположенной в водном пространстве, прилегающем к северному побережью Российской Федерации, включающем наземную портовую инфраструктуру,охватывающем внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченном с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Понятие «Арктическая транспортная система» изложить как национальный транспортный комплекс, ориентированный на формирование устойчивых транспортных связей (автомобильных, железнодорожных, авиационных, речных. морских) между опорными экономическими центрами Арктики, круглогодичное функционирование, включающий в себя Северный морской путь и тяготеющий к нему комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта и береговой инфраструктуры, обеспечивающих транспортную деятельность в Арктической зоне.

Изложить понятие государственного системного мониторинга состояния социально-экономического развития,проблем национальной безопасности и реализации государственных решений о развитии Арктической зоны Российской Федерации (далее – государственный системный мониторинг) в другой редакции как специально организованной комплексной и плановой деятельности по сбору, обобщению, анализу и оценке информации и статистических данных о состоянии социально-экономического развития, проблем национальной безопасности и реализации государственных решений о развитии Арктической зоны, а также подготовке на этой основе соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам»

Понятие «Государственный системный мониторинг состояния и проблем на территории Арктической зоны РФ» определено нечетко. Необходимо в формулировке понятия указать, на наблюдение какого именно процесса направлен мониторинг. Как следует из разъяснения, он направлен на наблюдение процесса «реализации государственных решений о развитии АЗРФ и обеспечении национальной безопасности в этой зоне». Не разъяснено, какие процессы будут наблюдаться по линии национальной безопасности, поэтому круг задач мониторинга выглядит узким. Было бы логично включить в его задачи сбор и анализ информации о состоянии социально-экономического развития АЗРФ.

Понятиепрогнозный анализ социально-экономических последствий создания опорной зоны дополнить фразой «включающий оценку рисков, в том числе социальных, прогнозную оценку динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием опорной зоны; …», поскольку оценка рисков – важнейший этап реализации любого проекта.

5.                Глава Государственное регулирование в области экономического развития АЗРФ должна быть дополнена статьей, определяющей особые условия поддержки малого и среднего предпринимательства в АЗРФ.

6.                Пункт 2 статьи 18 изложить в следующей редакции: «Финансовое обеспечение реализации мероприятий Перечня и приоритетных проектов осуществляется на принципах государственно-частного партнерства при соблюдении гарантированности, достаточности, своевременности предоставления ассигнований как из федерального бюджета, так и от частных инвесторов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутых проектов. Для привлечения частных инвестиций к финансированию проектов предусмотреть возможность предоставления государственных гарантий и льготных условий кредитования»

Реализация арктических проектов не может осуществляться только на основе бюджета или на основе частных инвестиций, так как это очень сложные капиталоемкие проекты и необходимость использования принципов государственно-частного партнерства с созданием особых более льготных условий для привлечения частных инвестиций с учетом специфики Арктики здесь очевидна.

7.                Статью об «Особенностях осуществления градостроительной деятельности в опорной зоне» дополнить пунктами:

  • создание специализированного научно-исследовательского института, занимающегося мониторингом состояния поверхности территории, в том числе изучения состояния мерзлотных грунтов, проведением инженерных изысканий, выдачей разрешений на строительство объектов на территории АЗРФ, проведением мониторинга и обследования существующих зданий и сооружений;
  • разработка специальных строительных норм и правил технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства на территории АЗРФ;
  • эффективное использование территории в части строительства новых и реконструкции сооружений должно производиться с учетом длительных и устойчивых экстремальных условиях природной среды и возможных изменений ее в будущем.
  • Специфика арктических территорий обусловливает особенности формирования объемно-планировочной структуры объектов жилого, производственного назначения, инфраструктуры.

8.                Статья о «Государственной политике в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в Арктической зоне РФ» должна определять экономические, правовые и организационные условия развития научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории АЗРФ. Вместе с тем, государственный план научных исследований необходимо разрабатывать с привлечением научного сообщества в лице Минобрнауки России, Российской академии наук, Федерального агентства научных организаций, научно-образовательных и научных организаций, действующих в арктической зоне РФ. В тексте статьи отсутствуют, за исключением заголовка, какие-либо упоминания об инновациях и инновационной деятельности. Не прописаны условия, механизмы привлечения крупнейших компаний, как с государственным участием, так и частных к развитию сотрудничества по научным и научно-инновационным проектам, в том числе по импортозамещению.

Необходимость привлечения научного сообщества к разработке любых мероприятий по развитию Арктической зоны Российской Федерации диктуется спецификой этой зоны, в которой развитие любого вида деятельности без научного сопровождения может привести к негативным последствиям. Об этом неоднократно говорилось на заседаниях Комиссии по развитию Арктики, а также на заседаниях экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. В Стратегии развития АЗРФ указывается на необходимость «научного обоснования долгосрочных перспектив и основных направлений развития различных видов деятельности в Арктике».

9.                Меры, по развитию системы образования, предлагается дополнить следующими:

  • подготовка высококвалифицированных производственных и научных кадров для обеспечения устойчивого развития территорий АЗРФ;
  • активизация научно-исследовательской деятельности расширение количества и повышение качества научных исследований;
  • обеспечение межведомственной координации деятельности образовательных, научных, производственных организаций, сотрудничество с органами власти, бизнес-сообществом, осуществляющими деятельность в АЗРФ;
  • создание общего национального информационного научно-образовательного пространства, обеспечивающего качественное информационно-аналитическое сопровождение проектов развития АЗРФ, в том числе координации научно-образовательной деятельности.

Предлагается уточнить формулировки ряда пунктов представленного проекта закона:

  • Пункт 4 статьи 21: «4. Тематика научных исследований, включенных в Государственный план научных исследований, должна быть направлена на решение фундаментальных научных и актуальных научно-практических задач устойчивого социально-экономического развития и сохранения окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации, а также целей и задач создания, развития и функционирования опорных зон». Исходная формулировка может трактоваться как сводящая тематику научных исследований, осуществляемых по Государственному плану научных исследований, лишь к проблематике опорных зон. Во избежание такого узкого толкования ее смысла, необходимо предложенное уточнение.
  • П ункт 2 статьи 22: «2. Настоящим Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется правом установления отдельных требований к образовательным учреждениям, расположенным в Арктической зоне, с учетом малонаселенности и труднодоступности населенных пунктов, в первую очередь – сохранение и модернизация малокомплектных школ в отдаленных районах и малых населенных пунктах, а также оснащение образовательных учреждений отдаленных населенных пунктов средствами дистанционного обучения и учителями ». Необходима расшифровка, какие именно «отдельные требования» имеются в виду. Один из важных вопросов – сохранение и развитие малых сел в Арктике, поддерживающих «каркас» системы расселения, обеспечивающих деятельность не только традиционного, но и других секторов арктической экономики, сохранение культурной идентичности. В условиях труднодоступности, сохранение школы – одно из главных условий сохранения поселения.
  • Пункт 1 «а» статьи 22: « поддержка образовательных учреждений различных уровней в целях обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях с учетом существующих и прогнозируемых потребностей в специалистах, в том числе по специальностям, связанным с жизнеобеспечением и развитием коренных народов Севера и Арктики». Предлагается формулировка, предполагающая более широкий спектр специальностей при подготовке специалистов, в соответствии с современными подходами применительно к вопросам развития коренных народов. 
  • Пункт 1 «б» статьи 22: « совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны, в том числе в части касающейся подготовки по вопросам сохранения и развития культуры, традиций и систем жизнеобеспечения, а также направленных на повышение уровня адаптации их традиционного уклада жизни к современным условиям.» Предлагается формулировка, более соответствующая как интересам коренных народов, так и современным подходам в области регулирования вопросов их развития (см. Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, 2009).
  • Статью 24: « В целях реализации государственной политики в области культуры и культурного наследия в Арктической зоне Правительство Российской Федерации принимает меры по комплексному сохранению культуры народов, населяющих Арктическую зону РФ, объектов историко-культурного наследия, а также изучению культурных традиций и истории освоения Арктики.» Более развернутая формулировка, соответствующая основным принципам не только культурной, но и национальной политики РФ.

10.            Пункт 1 статьи 23: «в) реализация мер по сохранению в труднодоступных и малонаселенных поселках фельдшерских пунктов и участковых больниц; осуществление углубленной переподготовки врачей и фельдшеров, оснащение участковых больниц реанимационной аппаратурой для оказания экстренной помощи на местах в течение «золотого часа» в критических случаях, когда из-за погодных условий эвакуация больного невозможна»(далее по тексту проекта). Массовое закрытие фельдшерско-акушерских пунктов и участковых больниц, происходящее в последние годы в труднодоступных и малонаселенных поселках Арктики, нарушает систему жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, разрушает систему расселения и снижает уровень заселенности арктических территорий. Предлагаемое дополнительное положение в п.1 основано на практических решениях, уже принимающихся в отдельных регионах АЗРФ (http://iltumen.ru/content/uchastkovye-bolnitsy-v-yakutii-sokhranyat).

11.            В Главе Государственное регулирование в области социального развития АЗРФ недостаточно проработаны социальные вопросы. Не нашли отражения проблемы оттока населения из АЗРФ, в том числе высококвалифицированного и молодого, не предложено никакого механизма и никаких стимулов для сокращения этого оттока. Среди социальной инфраструктуры даже не упомянута жилищно-коммунальная сфера. Повышение качества жизни населения АЗРФ в приоритетах данного закона не присутствует, в то время как именно население, трудовые ресурсы, человеческий капитал основа развития Арктики и для компенсации тяжелых условий жизнедеятельности необходимо предусмотреть меры государственного воздействия на создание условий, по крайней мере не хуже, чем в более благоприятных регионах.

12.            Главу Государственное регулирование в области социального развития АЗРФ целесообразно дополнить статьей «Регулирование в области туризма». В целях реализации государственной политики в области туризма Арктической зоне, предусматриваются следующие меры:

  • научно-практическое обоснование целей и задач развития туризма в Арктике;
  • модернизация и создание объектов туристической инфраструктуры, включая укрепление материально-технической базы объектов;
  • развитие системы подготовки и государственной поддержки кадров, включая повышение уровня квалификации работников туристической отрасли и привлечение молодых специалистов;
  • разработка образовательных программ для осуществления подготовки и переподготовки кадров по туристическим специальностям;
  • оценка природного и историко-культурного потенциала должна проводиться для каждого туристически привлекательного района Арктики с разработкой системы туристических маршрутов;
  • разработка программ экологического, этнографического туризма;
  • популяризация и продвижение Арктики как туристского региона для внутреннего и международного туризма;
  • разработка программ развития морского туризма на базе Мурманского, Архангельского морских портов, а также Дальневосточных портов;
  • обеспечение конкурентоспособности арктических туристических продуктов, в том числе за счет субсидирования «оригинальных арктических туристических продуктов» на стоимость северных удорожаний и транспортные расходов в составе оказываемых туристических услуг;
  • разработка правил и стандартов страхования туристов в Арктике, в том числе путешествующих по трассе СМП, включающих формирование специальной обязательной программы по страхованию жизни и здоровья человека, согласно утвержденным туристическим пакетам;
  • разработка комплексной программы по обеспечению экологической безопасности в Российской Арктике, в том числе направленной на развитие экологически ориентированных видов туризма и снижение негативного экологического ущерба от развития туризма;
  • формирование условий развития малого предпринимательства в сфере туризма в регионах АЗРФ.

Развитие туризма в Арктике – это одно из перспективных направлений экономической деятельности в регионе, обусловленное как высоким природным и культурным ее потенциалом, так и высоким мультипликативным эффектом на комплексное развитие территории. Безусловно, реализация туристических возможностей арктических регионов должна обеспечиваться за счет четко отлаженной и выстроенной системы управления развитием как самой отрасли туризма, так обеспечивающих ее нормальное функционирование отраслей. Ключевыми принципами разработки, реализации и контроля определенных стратегических мероприятий являются их скоординированность, взаимоувязанность и последовательность, подкрепленная необходимой нормативно правовой базой. Значение здесь имеют также объемы и полнота финансирования, применение моделей ГЧП в развитии туристской инфраструктуры. Кроме того, важной составляющей сбалансированного развития российской Арктики является формирование прочной научно-исследовательской и методологической базы освоения потенциала территории, обеспечивающей выбор наиболее рациональных мер и механизмов государственного, муниципального, общественного и корпоративного управления.

13.            В представленном проекте закона оказался не затронутым вопрос установления санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность среды обитания для здоровья человека. Учитывая активное развитие Арктической зоны РФ и суровые природно-климатические условия региона, целесообразно предусмотреть разработку специальных (Арктических санитарных нормативов) по таким направлениям, как:

  • коммунальная гигиена (планировка и застройка населенных мест; проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта; размещение, устройство, оборудование и эксплуатация медицинских учреждений);
  • гигиена труда (проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий;
  • физиология труда и эргономика;
  • состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды);
  • гигиена питания и гигиена детей и подростков (детские дошкольные учреждения; общеобразовательные учреждения и т.д.).

Существующие принципы санитарно-эпидемиологического нормирования в РФ практически не обеспечивают необходимого учета природно-географических и климатических особенностей территории РФ, которая отличается существенной неоднородностью. В целях сохранения здоровья населения Правительство РФ может устанавливать стандарты, нормативы и санитарно-эпидемиологические требования к хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны. Предприятия, работающие в Арктике, должны возмещать нанесенный экологии вред в полном объеме. Особое внимание должно быть обращено на соблюдение норм экологической безопасности.

 

Участники 5-ого заседания Арктического экспертного клуба:

Башмакова Е.П., к.э.н., врио зам. директора по научной работе ИЭП КНЦ РАН

Виноградова С.Н., к.э.н., ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона КНЦ РАН

Задорин М.Ю., к.ю.н., эксперт Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова,

Зайков К.С., к.и.н., директор Арктического центра стратегических исследований САФУ им. М.В. Ломоносова

Малицкая Е.А., к.э.н., руководитель проекта ГК Банк развития «Внешэкономбанк»

Плисецкий Е.Е., к.г.н., зам. директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ

Рябова Л.А., к.э.н., врио зам. директора по международному научному сотрудничеству, зав. отделом социальной политики на Севере, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, Кольский научный центр РАН

Сабуров А.А., ведущий эксперт Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова