• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты ВШЭ в четвертый раз сформировали свое видение развития Соловков

С 17 по 25 августа студенты и преподаватели из московского и санкт-петербургского кампусов НИУ ВШЭ приняли участие в Летней школе «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» под эгидой ЮНЕСКО», которая проводилась в этом году уже в четвертый раз совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом.

Летняя школа традиционно проводится при поддержке партнера НИУ ВШЭ - Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, действующей на базе Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Летняя школы проходит также при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, Соловецкого музея-заповедника и Товарищества северного мореходства. В этом году в Летней школе по приглашению НИУ ВШЭ также приняла участие руководитель Программы ООН-Хабитат по России и СНГ Т.В. Хабарова.

Помимо традиционных для Летней школы форм образовательной деятельности - лекций, проектной работы, работы в библиотеке и архиве Соловецкого музея - заповедника, социологических, полевых и натурных исследований, в этом году Летняя школы включала встречи со специалистами и экспертами – участниками Форума Святителя Филиппа и рабочей встречи по развитию Соловецкого архипелага, которую провел 20-го августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (http://www.patriarchia.ru/db/text/5254958.html; https://rg.ru/2018/08/23/reg-szfo/razvitie-solovkov-projdet-pod-kontrolem-iunesko.html).

В том числе после официального рабочего совещания у Патриарха с участниками Летней школы встретились ректор САФУ Е.В. Кудряшова, уполномоченный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.М. Беглов и губернатор Архангельской области И.А. Орлов. На встрече обсуждалось, кто должен быть основной движущей силой развития архипелага. Участники встречи подчеркнули важность дальнейшего использования хорошо зарекомендовавшего управленческого механизма - принципа «пяти ключей» (выработанный еще в 2011 году принцип бесконфликтного решения ключевых вопросов развития Соловков с участием пяти ключевых заинтересованных сторон - области, района, поселения, музея и монастыря), а также необходимость комплексного подхода к сохранению и развитию «триединого» наследия Соловецкого архипелага, включающего духовные, природные и историко-культурные составляющие. Представители органов власти, руководители и участники Летней школы договорились о том, что результаты проектной работы студентов и экспертных обсуждений в рамках Летней школы будут включаться в материалы ежегодных совещаний при Патриархе.

24-го августа состоялась встреча участников Летней школы с руководителем Фонда сохранения и развития Соловецкого архипелага М.Е. Фрадковым, который рассказал о планах работы Фонда, созданного в 2018 году по указу Президента Российской Федерации с целью формирования единой системы управления реализации концепции реставрации объектов духовного и культурного наследия, совершенствования инфраструктуры и решения задач социально-экономического развития Соловков. М.Е. Фрадковым была поддержана идея создания на базе наработанного опыта проектной работы Летней школы, а также других образовательных проектов, реализуемых на Соловках, постоянно действующего научно-образовательного центра, который бы стал базой для образовательной и научно-исследовательской работы студентов и исследователей ведущих российских и зарубежных университетов. Студенты-участники Летней школы представили в ходе встречи с М.Е. Фрадковым свои проектные идеи. Разработка студентами НИУ ВШЭ проекта реставрации исторической дороги на Реболду - один и первых шагов начавшегося сотрудничества университета с Фондом, которое будет продолжено за рамками Летней школы.

Будущее Соловков и не только - сотрудничество общественных и некоммерческих организаций с Правительством, развитие Арктики, перспективы развития волонтерского движения, планы по развитию хоккея с мячом в России и многие другие вопросы, студенты смогли обсудить с гостями Форума Святителя Филиппа: спортсменом и депутатом Государственной Думы Н.С. Валуевым, протоиерем Д.М. Рощиным, актером театра и кино А.И. Мерзликиным, заслуженным мастером спорта по хоккею с мячом И.В. Гапановичем, народным художником России В.И. Нестеренко.

Хорошей традицией стало проведение в рамках Летней школы экспертных круглых столов. В этом году экспертная дискуссия была посвящена вопросам придания Соловкам статуса религиозно-исторического места и особо охраняемой природной территории, гармонизации различных документов стратегического развития Соловецкого архипелага, оценке генерального плана и качества проводимых реставрационных работ. Резолюция по итогам круглого стола будет представлена в Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага, а также в рабочую группу по вопросам придания этой территории статуса религиозно-исторического достопримечательного места.

Результатом Летней школы стали девять проектных идей, посвященных комплексному развитию Соловецкого архипелага (https://narfu.ru/life/news/university/320694/,http://tass.ru/v-strane/5491997). Разнообразная тематика студенческих проектов отражает междисциплинарный характер Летней школы, которая в этом году объединила социологов, экологов, инженеров, физиков, юристов и культурологов, филологов, дизайнеров, историков, менеджеров и экономистов.

В рамках проектной работы проведена оценка рекреационного воздействия на почвенно-растительный покров и воду, анализ жилищного фонда и дорожно-транспортной системы поселка Соловецкий, проведена оценка правовых последствий присвоения Соловкам статуса религиозно-исторического достопримечательного места и разработаны альтернативные сценарии правовой охраны наследия Соловецкого архипелага, исследованы уникальные инженерные объекты Соловков (озерно-канальная система, постройки подземных каналов, крепости, сухого дока, ГЭС) и предложено новые подходы к инженерному образованию детей, проведены социологические глубинные интервью с сезонными рабочими, подготовлен проект антологии соловецкой поэзии «Волны времени».

Студентами НИУ ВШЭ разработан проект реконструкции исторической дороги на Реболду, который включает как инфраструктурные работы, так и использование природного и историко-культурного потенциала этого места. Результаты данного проекта будут представлены в Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага, который планирует проведение работы на этом направлении. Также достигнута договоренность с Соловецким музеем-заповедником о разработке силами студентов и преподавателей НИУ ВШЭ нового экскурсионного маршрута по дороге на Реболду.

Студенты-историки НИУ ВШЭ провели комплексный анализ книг отзывов посетителей музейных экспозиций с целью составить рекомендации по репрезентации разнообразного соловецкого наследия. Работа над проектными идеями продолжится уже за рамками Летней школы. Финальная презентация результатов состоится в ноябре 2018 года в Архангельске, когда эксперты и приглашенные специалисты смогут оценить качество и практическую обоснованность задуманных проектов.