Победители конкурса «Большая Москва» нашли «московскую ДНК»
Подведены итоги конкурса на развитие Московской агломерации. Лучший проект развития московской агломерации предложила команда Antoine Grumbach et Associes, в которую входили специалисты из Франции и России. Какой победители конкурса видят «Большую Москву», «МН» рассказала Ирина Ильина,, директор Центра региональных исследований НИУ ВШЭ, профессор Финансового университета при правительстве РФ. Центр занимался социально-экономическими расчетами проекта.(с) Московские новости - http://www.mn.ru/moscow/20120906/326584982.html
— Какие эксперты работали над проектом?
— Наша команда-консорциум объединяет французские команды — градостроителя Антуана Грюнбаха, разработчика проекта «Большой Париж», Жан-Мишеля Вильмотта — известного в мировом масштабе архитектора и урбаниста, который отличается тем, что умеет бережно вписать в современную среду историческое наследие. Далее это архитектурная мастерская Сергея Ткаченко. Высшая школа экономики вошла в этот консорциум в лице Центра региональных исследований. В команде также были французские транспортная и ландшафтная компании и Финансовый университет при правительстве РФ.
— Во сколько оценивается реализация проекта?
— 185 млрд евро. Проект разбили на очереди. Первая очередь — строительство ключевого элемента — новой московской линии метро, которая соединит центр Москвы от трех вокзалов в сторону Троицка, Коммунарки. Это основное, что должно быть, чтобы развивать новые территории. Если вначале построить жилье, но без транспорта и отложить транспортную проблему на потом, то это приведет к полному коллапсу, поэтому мы предлагаем начать с транспорта. И транспорта современного, скоростного, общественного: вначале мы строим линии метрополитена, потом на них нарастают мультимодальные транспортные узлы, которые обеспечивают связность новых территорий.
В первое время это будет обычный автобус — самый доступный вид транспорта, который требует только дорог. В перспективе это будет трамвай — самый экологичный вид транспорта, более дорогой.
Второе — строительство новой линии метро. При этом будет задействовано и Киевское, и Белорусское направления, Малое кольцо железной дороги. Скоростная линия рельсового транспорта станет осью развития новой территории. Она будет с большими промежутками между станциями, иначе пропадет ее скоростная составляющая. Планируем, что расстояние в 60 км она сможет преодолеть за 30 минут. А от пересадочных узлов, или хабов, будет развиваться транспортная сеть по обслуживанию конкретных небольших территорий.
— Появятся ли новые функции у столичных аэропортов?
— Планируем соединение трех аэропортов — Домодедово, Внуково, Шереметьево в полукольцо. Оно пересекается с нашей новой московской линией. Вместе они формируют две оси развития территории Коммунарки, которая позиционируется сейчас как федеральный финансовый и деловой центр.
Таким образом, мы избегаем транспортных нагрузок в центре города. Планируется, что деловые потоки минуют центр Москвы, но в то же время центр будет доступен: по новой линии можно будет за несколько минут доехать до Кремля и Площади трех вокзалов.
Также мы выводим из центра административные здания, но в центре оставляем общественные приемные органов власти. Бэк-офисы могут быть и в Коммунарке, и где-то еще, но представительские функции — в центре Москвы. Это снизит транспортные потоки, но в то же время сохранит преемственность и значимость органов власти.
— Какую роль отводите Москве-реке?
— Москва-река — и экологическая, и архитектурная доминанта. Мы посмотрели все территории вокруг реки, увидели очень неоднородное ее использование: есть прекрасные ансамбли в центре города и абсолютно неэффективные территории, например, в районах Курьяново, Тушино, в районе ЗиЛа, то есть таких участков достаточно много. Мы показали, как можно изменять эти территории, чтобы Москва-река стала реальной осью. Мы показали как пример Тушино, Киевский вокзал, район МГУ. Река — это естественная ось развития любого города, мы предлагаем ее несколько усилить. Развивать те направления, которые для Москвы приоритетны — на Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
— В вашем проекте идет речь о так называемой ДНК Москвы. Что это такое?
— Мы выделяем некоторый элемент, который может составить основу развития Москвы. В качестве транспортной составляющей это скоростной общественный транспорт, который обрастает мультимодальными транспортными системами. В отношении застройки (это, кстати, была задумка французов): мы нашли квартал, который построен примерно в 1950-х годах (пересечение улицы Тверской и Садового кольца). Они считают его идеальным для развития города, потому что там хорошие показатели высотности и плотности застройки, и комфортности проживания.
Плотность важна, так как это экономика. В них также идеальное соотношение зелени, сформированы хорошие дворовые пространства, которые создают удобные локальные пространства конкретных домов. Общеизвестно, что жилая застройка 50-х годов со всех точек зрения хорошая.
Французы предлагают комбинацию этого московского гена использовать в новой застройке, но не везде, конечно. Там будет не только жилая застройка, будет еще деловая, административная. ДНК — это элемент идентификации, которые стоит использовать для развития города, чтобы сохранить московскую уникальность. Ведь сейчас новые кварталы городов сложно отличить, сказывается влияние глобализма. Многим европейским городам удалось сохранить идентичность, мы тоже хотим сохранить московскую идентичность.
— Конкурс завершен. Вы победили. Что будет с проектом?
— По заданию правительства Москвы будет разрабатываться мастер-план на новые территории, то есть это уже конкретный документ, который определяет детальную планировку, размещение всех функций, — это такой документ территориального планирования. В техническом задании было провозглашено, что в мастер-плане будут использованы самые лучшие идеи, которые предложили команды — участницы конкурса.
Иоланта Качаева, Дарья Луганская, Максим Ткач