• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление на заседании Арктического экспертного клуба

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол в рамках заседания Арктического экспертного клуба: «Северный морской путь: проблемы и перспективы развития в XXI веке», организованный Арктическим Центром Стратегических Исследований (САФУ), Институтом региональных исследований и городского планирования, (НИУ ВШЭ), Арктическим региональным информационно-аналитическим центром Российского института стратегических исследований (Арктический РИАЦ РИСИ), Ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие». Зам. директора ИРИиГП Плисецкий Евгений выступил с докладом "Приоритеты развития СМП в документах стратегического планирования". В круглом столе приняли участие представители экспертного научного сообщества, судоходных транспортных компаний, региональных органов власти.

Плисецкий Е.Е., зам. директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ «Приоритеты развития СМП в документах стратегического планирования»

Северный морской путь (СМП) для регионов арктической зоны России (АЗРФ) является одним из ведущих факторов обеспечения их устойчивого социально-экономического развития, имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности и усиления присутствия России в Арктике, является важным транспортным коридором. Согласно заявлению Дмитрия Рогозина, сделанному на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики: «Россия в развитии Арктики должна делать ставку не только на добычу полезных ископаемых на шельфе, но на Северный морской путь». Для целей выработки новой комплексной стратегии развития Северного морского пути необходимо рассмотреть существующие стратегические приоритеты и цели развития транспортного коридора, заложенные документами федерального и регионального уровней. СМП обеспечит широкую диверсификацию экономики северных территорий, позволит создать новые рабочие места, активизацию освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа и поддержание все нарастающих темпов роста производительных сил районов Крайнего Севера.

Анализ документов стратегического планирования федерального и регионального уровня показал, что цели, задачи и мероприятия по развитию отдельных элементов СМП требуют пересмотра с точки зрения взаимоувязки их друг с другом, приоритезации, перераспределения объемов финансирования и др. В целом, в действующих документах обозначены определенные приоритеты развития СевМорПути, а именно: Стратегия развития арктической зоны, реализация которой обеспечена соответствующей госпрограммой, отдельные отраслевые стратегии (Стратегия развития транспортной системы), ряд отраслевых госпрограмм, в состав мероприятий которых входят мероприятия по развитию СМП, Стратегии субфедерального уровня, Стратегии субъектов РФ, вдоль которых проходит СМП. В то же время, только в двух (Камчатском крае и Республике (Саха) Якутия) из 9 рассмотренных регионов реализация обозначенных приоритетов (частично) развития отдельных элементов СМП осуществляется инструментами программно-целевого планирования.

Немаловажным для планомерного развития СМП является решение задачи формирования системы управления развитием морского пути.  Необходимо расширить полномочия (функционал) созданной Администрации Северного морского пути, которая должна заниматься контролем и координацией мероприятий, реализуемых государственными структурами и коммерческими организациями в дополнении к существующим функциям по обеспечению навигации и решения вопросов безопасности. Для сравнения, полномочия Администрации Панамского канала заключаются в обеспечении эксплуатации, администрировании, управлении, поддержании и модернизации канала, а также осуществления сопутствующих услуг, разрешенных законодательством, несет ответственность за управление, техническое обслуживание, использование и сохранение водных ресурсов канала в полной координации с соответствующими правительственными и неправительственными организациями.

Ключевые рекомендации:

  • Создание единого органа управления (института развития), который бы занимался контролем и координацией мероприятий, реализуемых государственными структурами и коммерческими организациями (либо расширение полномочий Администрации СМП);
  • Формирование комплексной Стратегии развития СМП и соответствующей ей госпрограммы, определяющей цели, задачи, сроки (этапы) реализации, приоритетные сферы (элементы) в области развития СМП, финансирование, ответственных исполнителей.
  • В краткосрочный период необходимо определить приоритетные разработать план первоочередных мероприятий в рамках осуществления госполитики развития СМП. Заложенные в документах стратегического планирования федерального и регионального уровня цели, задачи и мероприятия по развитию отдельных элементов СМП должны быть пересмотрены с точки зрения взаимоувязки их друг с другом, приоритезации, перераспределения объемов финансирования и др.

 
_______________________

На круглом столе были затронуты такие важные темы в области развития СевМорПути, как проблемы климатических изменений и перспектив развития арктического судоходства, оценка драйверов развития и роста потенциального грузопотока по СМП, роль и место Архангельского и Мурманского портов в развитии СМП, перспективы инновационного развития прибрежных территорий Российской Арктики, проблемы развития инфраструктуры СМП, особенности межгосударственного сотрудничества стран БРИКС по развитию Арктики. Целью круглого стола является выработка предложений по формированию и совершенствованию государственной политики по развитию Северного морского пути.

Докладчики:

  • Данилов А.И., зам. директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института «Климатические изменения и перспективы развития арктического судоходства»
  • Селин В.С., гл.н.с. Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, «Драйверы развития и роста потенциального грузопотока по СМП»
  • Лукин Ю.Ф., гл. редактор электронного научного журнала «Арктика и Север» «Деятельность Северного морского пути: возможности и угрозы»
  • Зайков К.С., директор Арктического центра стратегических исследований, САФУ имени М.В. Ломоносова «Роль и место Архангельского и Мурманского портов в развитии СМП: соперничество или сотрудничество?»
  • Липина С.А., директор Центра инновационной экономики Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН СОПС) «Инновационный вектор развития прибрежных территорий Российской Арктики»
  • Каратаева К.Е., с.н.с. Центра экономических исследований РИСИ «Арктика, как зона перспективного сотрудничества стран БРИКС»
  • Степанова В.В., директор НОЦ «Социально-экономическое развитие Северо-Арктического региона» ВШЭиУ САФУ имени М.В. Ломоносова «Проблемы развития инфраструктуры СМП. Формирование сервисных служб СМП»