• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегический портрет региона: Челябинская область

Основные направления социально-экономического развития Челябинской области на сегодняшний день реализуются в рамках утверждённой Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. № 1949 Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.

Стратегическая цель развития Челябинской области до 2020 года заключается в росте благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развитии и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.

Челябинская область занимает срединное положение среди регионов Уральского федерального округа по уровню социально-экономическое развития. Согласно данным Росстата регион занимает 1 место из 6 [1] по продукции сельского хозяйства, 4 место из 6 субъектов федерального округа, пропуская вперед Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловскую область по показателям развития: ВРП, основные фонды в экономике, объем отгруженной продукции, 2 место – по численности населения и занятых в экономике, вводу жилых домой, 5 – по инвестициям в основной капитал (рисунок 1).

Рисунок 1 – Доля Челябинской области в отдельных показателях социально-экономического развития в 2014 году, %

В то же время, область существенно отстает от средних по федеральному округу показателей среднедушевых денежных доходов, потребительских расходов и среднемесячной заработанной плате (Рисунок 2)).

Рисунок 2 – Сравнение показателей уровня жизни населения Челябинской области и Уральского федерального округа в 2014 году, руб.

Особенности физико-, и экономико-географического положения области предопределяют широкие возможности для межрегионального и международного сотрудничества как в отраслях металлургии, машиностроения, химической промышленности, так и агропромышленного комплекса.

Анализ региональной дифференциации инвестиционных проектов области показывает, что приоритеты регионального развития лежат в следующих сферах: энергетической, транспортно-логистической, инновационной инфраструктуры, туризме, АПК, социальной сфере, экологии, ЖКХ. Одними из стратегических задач развития области являются формирование территориальных точек роста и зон опережающего развития, а также определение приоритетов развития муниципальных образований. В условиях принятого Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» особую актуальность приобретает формирование сквозной и взаимоувязанной системы стратегического планирования на всех 3 уровнях власти.

Анализ степени выполнения целевых показателей показывает, что по ряду из них областью достигнут определенный положительный результат, однако его может быть недостаточно для достижения положительной оценки результативности реализации Стратегии в 2020 г. Так, рост среднедушевого ВРП за 2005 – 2014 гг. составил 251%, инвестиций в основной капитал – 315%, а изменение доли населения, проживающего ниже величины прожиточного за аналогичный период составило 127%. (таблица 1).

Таблица 1 – Оценка достижения целевых показателей Стратегии развития Челябинской области

№ п/п

Показатель

2005 год

2014 год*

2020 год

1 вариант

2 вариант

1

Валовой региональный продукт, млрд руб.

350

879

1560

1740

2

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб.

99

252**

447

498

3

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

72,8

229

360

420

4

Ввод в действие жилья в год, тыс. кв. метров

1018,6

2002

3787

3974

5

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %

14,9

11,7

10,5

10,3

* данные Росстата (Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2014. – 900 с.)

** данные за 2013 год

 

Одним из ведущих факторов обеспечения устойчивого развития Челябинской области является ее инвестиционная привлекательность, а также уровень инновационного развития. На фоне общего тренда положительного роста объема отгруженных товаров за 2005 – 2014 гг., согласно данным Росстата регион показывает незначительную, но отрицательную динамику изменения физического объема инвестиций, о чем свидетельствуют данные статистики (рисунок 3).

Рисунок 3 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

Реализация инновационно-активного варианта сценария развития Челябинской области обусловливает усиление инновационной составляющей экономического роста. В этой связи, особое внимание при выработке приоритетов государственной политики на оставшуюся 5-летку (2015 – 2020 гг.) стоит уделить стимулированию предприятий области к повышению своей инновационной активности.

Рисунок 4 - Инновационная активность организаций, %

В то же время, Челябинская область отличается высокой долей собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, которая более, чем на 10% выше среднероссийского уровня и на 2% - среднего по Уральскому федеральному округу. В тоже время, уровень закредитованности экономики области значительно выше среднероссийской и средней по округу (таблица 2).

Таблица 2 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2013 году, %

 

Собственные средства

Привлеченные средства

из них

кредиты
банков

бюджетные средства

из них

федеральный бюджет

бюджет субъекта РФ

Российская Федерация

44,5

55,5

8,1

20,4

7,0

12,3

Уральский федеральный округ

55,3

44,7

4,8

16,0

1,4

12,5

Челябинская область

58,5

41,5

15,2

15,8

5,2

9,5

В сложившихся современных условиях негативной макроэкономической ситуации, связанной в том числе с введением экономических санкций, основные приоритеты развития Челябинской области должны быть направлены на реализацию политики импортозамещения, в том числе в машиностроительной и агропромышленной отраслях, а также в туризме. В первую очередь, необходимо предпринять более активные шаги в области кластерного развития и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. Другое приоритетное направление – это усиление международного и приграничного сотрудничества, главным образом, с Казахстаном.

Важным приоритетом развития региона является также обеспечение сбалансированной системы расселения. Определяющим фактором качества жизни человечества согласно оценке ООН к 2050 году станет качество городского развития. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры – тот самый «ресурс», который является движущей силой инновационной экономики. В таком контексте возрастает значение комплексного и сбалансированного формирования общественной инфраструктуры городов при реализации государственной или муниципальной политики повышения конкурентоспособности городов, их инвестиционной привлекательности, формирования комфортной среды проживания населения. Ведущим фактором развития городов в этом случае будет являться активное внедрение передовых технологий в сфере энергетики, транспорта, эксплуатации зданий и сооружений, здравоохранения и образования, развитие экологически безопасных элементов городской среды.

По данным за 2014 год соотношение городского и сельского населения в области составляет 82,5% и 17,5%, соответственно. Челябинская область – одна из наиболее плотно из регионов УрФО и вторая после Свердловской области по уровню урбанизации. По плотности населения – 24-й регион в РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), а по уровню урбанизации — 9-й (без авт. округов). На территории Челябинской области выделяются урбанизированные зоны: агломерации Челябинска, Златоуста и Миасса, а также крупный город – Магнитогорск. Зоны смешанного расселения представляют собой системы расселения с городскими или сельскими поселениями в качестве административных центров. Городские поселения выступают в качестве центров экономической активности, в то время как развитие сельских поселений позволяет повысить сельскохозяйственный потенциал области.

В целом, стоит отметить, что в условиях принятого Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» действующая Стратегия развития Челябинской области отличается довольно высоким уровнем разработки, а основной акцент властями должен быть сделан на формировании эффективных механизмов и инструментов ее реализации с целью достижения нового качественного уровня социально-экономического развития региона.

Действующая стратегия социально-экономического развития согласно качественной оценке региональных стратегий, проведенной Институтом региональных исследований и городского планирования заняла 24 место из 76 анализируемых документов стратегического планирования, утвержденных по состоянию на февраль 2015 года. К несомненно сильным сторонам Стратегии области стоит отнести наличие SWOT-анализа, двух обоснованных вариантов развития, четко выделенных приоритетов развития, инструментов контроля реализации Стратегии, перечня приоритетных инвестиционных проектов, раздела о приоритетах территориального развития.

В то же время, в документе отсутствует такой важный раздел как механизмы и инструменты управления и мониторинга реализации Стратегии, прослеживается некоторая несвязанность стратегических документов с бюджетными ресурсами и государственными программами развития, оценка рисков реализации стратегии.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед региональными властями, является деятельность по совершенствованию и гармонизации системы стратегического планирования, обеспечение повышения качества и взаимоувязанности документов стратегического планирования, основывающегося на накопленном опыте и лучших практиках регионов. В сочетании со значительным природным и социально-экономическим потенциалом это позволит Челябинской области стать одним из ведущих регионов Уральского федерального округа.

 


[1] Расчеты сделаны по 6 субъектам Уральского федерального округа: Курганская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область без автономных округов, Челябинская область.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.