Стратегический портрет региона: Челябинская область
Основные направления социально-экономического развития Челябинской области на сегодняшний день реализуются в рамках утверждённой Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 г. № 1949 Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.
Стратегическая цель развития Челябинской области до 2020 года заключается в росте благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развитии и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.
Челябинская область занимает срединное положение среди регионов Уральского федерального округа по уровню социально-экономическое развития. Согласно данным Росстата регион занимает 1 место из 6 [1] по продукции сельского хозяйства, 4 место из 6 субъектов федерального округа, пропуская вперед Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Свердловскую область по показателям развития: ВРП, основные фонды в экономике, объем отгруженной продукции, 2 место – по численности населения и занятых в экономике, вводу жилых домой, 5 – по инвестициям в основной капитал (рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля Челябинской области в отдельных показателях социально-экономического развития в 2014 году, %
В то же время, область существенно отстает от средних по федеральному округу показателей среднедушевых денежных доходов, потребительских расходов и среднемесячной заработанной плате (Рисунок 2)).
Рисунок 2 – Сравнение показателей уровня жизни населения Челябинской области и Уральского федерального округа в 2014 году, руб.
Особенности физико-, и экономико-географического положения области предопределяют широкие возможности для межрегионального и международного сотрудничества как в отраслях металлургии, машиностроения, химической промышленности, так и агропромышленного комплекса.
Анализ региональной дифференциации инвестиционных проектов области показывает, что приоритеты регионального развития лежат в следующих сферах: энергетической, транспортно-логистической, инновационной инфраструктуры, туризме, АПК, социальной сфере, экологии, ЖКХ. Одними из стратегических задач развития области являются формирование территориальных точек роста и зон опережающего развития, а также определение приоритетов развития муниципальных образований. В условиях принятого Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» особую актуальность приобретает формирование сквозной и взаимоувязанной системы стратегического планирования на всех 3 уровнях власти.
Анализ степени выполнения целевых показателей показывает, что по ряду из них областью достигнут определенный положительный результат, однако его может быть недостаточно для достижения положительной оценки результативности реализации Стратегии в 2020 г. Так, рост среднедушевого ВРП за 2005 – 2014 гг. составил 251%, инвестиций в основной капитал – 315%, а изменение доли населения, проживающего ниже величины прожиточного за аналогичный период составило 127%. (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка достижения целевых показателей Стратегии развития Челябинской области
№ п/п |
Показатель |
2005 год |
2014 год* |
2020 год | |
1 вариант |
2 вариант | ||||
1 |
Валовой региональный продукт, млрд руб. |
350 |
879 |
1560 |
1740 |
2 |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. |
99 |
252** |
447 |
498 |
3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
72,8 |
229 |
360 |
420 |
4 |
Ввод в действие жилья в год, тыс. кв. метров |
1018,6 |
2002 |
3787 |
3974 |
5 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, % |
14,9 |
11,7 |
10,5 |
10,3 |
* данные Росстата (Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2014. – 900 с.)
** данные за 2013 год
Одним из ведущих факторов обеспечения устойчивого развития Челябинской области является ее инвестиционная привлекательность, а также уровень инновационного развития. На фоне общего тренда положительного роста объема отгруженных товаров за 2005 – 2014 гг., согласно данным Росстата регион показывает незначительную, но отрицательную динамику изменения физического объема инвестиций, о чем свидетельствуют данные статистики (рисунок 3).
Рисунок 3 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
Реализация инновационно-активного варианта сценария развития Челябинской области обусловливает усиление инновационной составляющей экономического роста. В этой связи, особое внимание при выработке приоритетов государственной политики на оставшуюся 5-летку (2015 – 2020 гг.) стоит уделить стимулированию предприятий области к повышению своей инновационной активности.
Рисунок 4 - Инновационная активность организаций, %
В то же время, Челябинская область отличается высокой долей собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, которая более, чем на 10% выше среднероссийского уровня и на 2% - среднего по Уральскому федеральному округу. В тоже время, уровень закредитованности экономики области значительно выше среднероссийской и средней по округу (таблица 2).
Таблица 2 – Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2013 году, %
|
Собственные средства |
Привлеченные средства |
из них | |||
кредиты |
бюджетные средства |
из них | ||||
федеральный бюджет |
бюджет субъекта РФ | |||||
Российская Федерация |
44,5 |
55,5 |
8,1 |
20,4 |
7,0 |
12,3 |
Уральский федеральный округ |
55,3 |
44,7 |
4,8 |
16,0 |
1,4 |
12,5 |
Челябинская область |
58,5 |
41,5 |
15,2 |
15,8 |
5,2 |
9,5 |
В сложившихся современных условиях негативной макроэкономической ситуации, связанной в том числе с введением экономических санкций, основные приоритеты развития Челябинской области должны быть направлены на реализацию политики импортозамещения, в том числе в машиностроительной и агропромышленной отраслях, а также в туризме. В первую очередь, необходимо предпринять более активные шаги в области кластерного развития и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов. Другое приоритетное направление – это усиление международного и приграничного сотрудничества, главным образом, с Казахстаном.
Важным приоритетом развития региона является также обеспечение сбалансированной системы расселения. Определяющим фактором качества жизни человечества согласно оценке ООН к 2050 году станет качество городского развития. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры – тот самый «ресурс», который является движущей силой инновационной экономики. В таком контексте возрастает значение комплексного и сбалансированного формирования общественной инфраструктуры городов при реализации государственной или муниципальной политики повышения конкурентоспособности городов, их инвестиционной привлекательности, формирования комфортной среды проживания населения. Ведущим фактором развития городов в этом случае будет являться активное внедрение передовых технологий в сфере энергетики, транспорта, эксплуатации зданий и сооружений, здравоохранения и образования, развитие экологически безопасных элементов городской среды.
По данным за 2014 год соотношение городского и сельского населения в области составляет 82,5% и 17,5%, соответственно. Челябинская область – одна из наиболее плотно из регионов УрФО и вторая после Свердловской области по уровню урбанизации. По плотности населения – 24-й регион в РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), а по уровню урбанизации — 9-й (без авт. округов). На территории Челябинской области выделяются урбанизированные зоны: агломерации Челябинска, Златоуста и Миасса, а также крупный город – Магнитогорск. Зоны смешанного расселения представляют собой системы расселения с городскими или сельскими поселениями в качестве административных центров. Городские поселения выступают в качестве центров экономической активности, в то время как развитие сельских поселений позволяет повысить сельскохозяйственный потенциал области.
В целом, стоит отметить, что в условиях принятого Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» действующая Стратегия развития Челябинской области отличается довольно высоким уровнем разработки, а основной акцент властями должен быть сделан на формировании эффективных механизмов и инструментов ее реализации с целью достижения нового качественного уровня социально-экономического развития региона.
Действующая стратегия социально-экономического развития согласно качественной оценке региональных стратегий, проведенной Институтом региональных исследований и городского планирования заняла 24 место из 76 анализируемых документов стратегического планирования, утвержденных по состоянию на февраль 2015 года. К несомненно сильным сторонам Стратегии области стоит отнести наличие SWOT-анализа, двух обоснованных вариантов развития, четко выделенных приоритетов развития, инструментов контроля реализации Стратегии, перечня приоритетных инвестиционных проектов, раздела о приоритетах территориального развития.
В то же время, в документе отсутствует такой важный раздел как механизмы и инструменты управления и мониторинга реализации Стратегии, прослеживается некоторая несвязанность стратегических документов с бюджетными ресурсами и государственными программами развития, оценка рисков реализации стратегии.
Таким образом, главной задачей, стоящей перед региональными властями, является деятельность по совершенствованию и гармонизации системы стратегического планирования, обеспечение повышения качества и взаимоувязанности документов стратегического планирования, основывающегося на накопленном опыте и лучших практиках регионов. В сочетании со значительным природным и социально-экономическим потенциалом это позволит Челябинской области стать одним из ведущих регионов Уральского федерального округа.
[1] Расчеты сделаны по 6 субъектам Уральского федерального округа: Курганская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область без автономных округов, Челябинская область.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.