• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Резюме экспертной сессии «Производственные зоны в мегаполисах: политика, экономика, градостроительство» (13 апреля 2015 г.)

Экспертная сессия была организована Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ совместно с журналом URBAN Magazine. Ключевыми темами для обсуждения стали: приоритетные направления политики развития производственных зон городов в контексте новой промышленной политики; эффективность реорганизации производственных зон; архитектурно-градостроительные новации в развитии и трансформации производственных зон. Главная цель проводимого мероприяти - сформировать актуальную повестку государственной политики по реорганизации производственных территорий и определить стратегические приоритеты и механизмы их развития.

Вопросы реорганизации производственных территорий являются крайне актуальными для многих российских городов. В условиях необходимости поиска новых драйверов экономического роста городов, улучшения качества городской среды, повышения эффективности использования городских территорий, возникает важная задача поиска и выработки инновационных моделей развития промзон. В мировой практике накоплен богатый опыт реформирования подобных пространств. В рамках экспертной сессии были затронуты вопросы существующей городской политики и государственных приоритетов развития производственных территорий, эффективности реорганизации (сохранения) промышленного потенциала территорий, архитектурно-градостроительного развития промышленных территорий.В дискуссии приняли участие представители органов власти города Москвы, представители крупного девелоперского бизнеса, эксперты в области градостроительства и экономики города.

Итоги заседания:

· Должна быть обеспечена синхронизация программ развития, разработка конкретной программы реорганизации и развития производственных территорий. Помимо Генерального плана должна быть принята Стратегия развития г. Москвы (в соответствии с 172-ФЗ). Необходима комплексная стратегия вывода и нового размещения городских функций и законодательная система для ее реализации.

· Создание рабочей группы или совета по трансформации правового управления региональным и городским развитием при Минэкономразвития РФ или Минстрое РФ.

· Формирование городской политики «сбалансированного развития», целью которой должно стать гармоничное формирование среды обитания жителей города: мест приложения труда, отдыха, проживания. Новые территории должны привлекать молодых людей, обладателей инновационных знаний.

· Сохранение важных для города производств. Для гармоничного развития мегаполиса нельзя учитывать мнение каждого землепользователя. Инвесторов не привлекают проекты развития с окупаемостью более 5 лет; коммерциализация ведущих научных разработок требует от 10 лет и более.

·  Необходимость повышения энергоэффективности производств. На стадии инвестирования новое строительство обходится дешевле, а энергоэффективные, экологичные технологии должны стать обязательными. Экологические здания экономически более выгодны.

· Необходимость вывода из центра и перераспределение ключевых городских функций на более широком пространстве. Если организации не хотят выезжать, их нужно заинтересовать и одновременно заставить это сделать. Принципиальным подходом при выводе предприятий в Токио было обеспечение государством финансовой помощи для перевода. После переведения функции её необходимо закрепить.

· Обязательность законодательных и поощрительных мер, согласованности действий с местной администрацией для перераспределения производств. В Японии работает правило «win-win», где выигрывают и собственники, и инвесторы. Предложения по правовым схемам, реализующим принцип «win-win»: 1) создание специализированных закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости; 2) схема инвестиционных товариществ; 3) схема заключения договора о комплексной реализации проектов планировки. На данный момент невозможно даже создать единую оценку потенциала производственных зон, не имея соответствующих нормативных документов.

· Решение транспортной проблемы. В Москве проблему транспорта невозможно решить одним расширением сети, пока не решится проблема размещения городских функций. В создании транспортной инфраструктуры должны принимать участие как город, так и инвесторы, строящие новые предприятия.

· Необходимость формирования полицентричной системы. Полицентризм для Москвы: объективным образом будут возникать такие субцентры, как «Москва-Сити». Идея полицентричного города может быть реализована за счет депрессивных производственных территорий. Необходим комплексный подход к их реорганизации. Строительством отдельных индустриальных парков, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов решить проблему невозможно.

· Для эффективного российско-японского сотрудничества и привлечения инвестиций нужно предлагать детальные бизнес-планы. Японские компании заинтересованы в работе на этапе поставки и монтажа, где можно применить свои технологии.

· Применение схемы двойного ГЧП, реализуемой пилотно Японией и Россией: создание рабочей группы по сотрудничеству и развитию инфраструктуры в рамках межправительственной комиссии двух стран. В России в комиссию входят представители федеральных и региональных органов власти, институтов развития, бизнес-сообщества и эксперты; с японской стороны – министерства, предприятия и банки. Целесообразно провести поиск и отбор потенциальных проектов развития инфраструктуры.

 

Стенограмма экспертной сессии

Экспертная сессия была посвящена рассмотрению вопросов развития и трансформации производственных зон мегаполисов, прежде всего, Москвы с разных точек зрения. Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина подчеркнула особое значение реорганизации промышленных зон в условиях проводимой новой градостроительной политики московскими властями. Павел Шабуров отметил, что промышленные зоны в будущем должны быть не просто новыми жилыми спутниками или многолюдными технопарками, но территориями с комфортными условиями для проживания и осуществления трудовой деятельности.

Организационно-экономические вопросы реорганизации от лица директора Института региональных экономических исследований Петра Бурака осветил главный эксперт Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Кириллова Ариадна Николаевна. Была отмечена необходимость выработки экономического инструментария для ускорения процессов реорганизации производственных территорий при помощи Московской администрации и ведущих институтов. Помимо этого, требуется усиление городского центра по ГЧП, занимающегося привлечением частных инвестиций, проработкой экспресс бизнес-проектов по предложениям санации производственных территорий.

Можно выделить особые экономические режимы для промышленных зон, инновационных территорий и индустриальных парков и при этом продолжать компенсирование затрат на перепрофилирование и передислокацию, премирование за активную деятельность субъектов хозяйствования. Возможно введение санкций к резидентам промышленных зон, не ведущим инновационной и промышленной деятельности. Проекты по перенесению промышленных зон должны мотивировать хозяйствующие субъекты и поддерживать их. В качестве проблем Ариадна Николаевна отметила сложность в согласовании с местной администрацией выделения земельных участков для переноса производств, необходимость в синхронизации многочисленных программ развития, а также повышение энергоэффективности и энергоемкости производств.

По словам представителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Натальи Чернышовой, на данный момент в департаменте на ряду с решением вопроса импортозамещения ведётся активная работа по развитию и реорганизации производственных территорий, направленная на сохранение рабочих мест. Поскольку город не заинтересован в снижении налоговых платежей в бюджет при строительстве новых жилых объектов, делается акцент на создание рабочих мест и развитие новых и существующих технопарков.

По мнению Павла Шабурова, при принятии решений о реорганизации промзон необходимо убедить собственника в необходимости комплексного развития территории, где все компоненты были бы заранее продуманы, взаимосвязаны и эффективно использовались. Немалое внимание должно уделяться созданию общественных многофункциональных зон на разных территориях города.

Противоречивый вопрос использования территорий под жилую застройку при реорганизации производственных зон, проектировании и реализации программ подняла Надежда Захарова, начальник управления градостроительного регулирования Западного округа. Жилье сегодня быстро продается, так как рынок не вполне насыщен, но при этом в городе возникают проблемы сохранения промышленности, рабочих мест, людей и отдельных коллективов. На данный момент промышленные зоны используется мало эффективно, в основном представлены субарендой и складами, плотность территорий часто низкая. Сложно оставить жилье и получить экономический эффект от территории, но важные для города производства, по мнению Захаровой Н.А., должны быть сохранены. При этом, по словам Ирины Ильиной, возникает ещё одна сложность: инвесторов не привлекают проекты развития с окупаемостью более 5 лет, а коммерциализация ведущих научных разработок требует от 10 лет и более.

Японским опытом реконструкции и развития индустриальных площадок поделился глава Московского филиала «Исследовательского Института Номура» Ивата Акира. Было отмечено, что Москва и Токио – похожие города с сопоставимыми показателями, при этом Токио потребовалось около 20 лет для решения проблемы пробок.

В Москве её невозможно решить одним расширением сети, пока не решится проблема размещения городских функций. Нужно вывести из центра и перераспределить их на более широком пространстве. Помимо этого в Токио никто не приезжает на своих автомобилях и молодёжь это понимает. Благодаря механическому переносу на новом месте создаются инновационные точки роста. Нужны законодательные и поощрительные меры, в Японии работает правило «win-win»: регионы соглашаются с распределением функций, привлекающим инвесторов и создающих дополнительную экономическую деятельность. Если организации не хотят выезжать, их нужно заинтересовать и одновременно заставить это сделать. Нельзя забывать, что после переведения функции её необходимо закрепить. В сфере образования объектами выноса стали, прежде всего, технические вузы. Расстояние измерялось временем в пути до центра города: один час для технических и 30 мин. для гуманитарных. При этом диапазон выноса промышленных предприятий составил около 70-100 км. Однако при выведении функций возникает проблема опустынивания города, для чего заранее должен быть предусмотрен план действий. Помимо Генерального плана нужна Стратегия развития г. Москвы, разработанная, но не утвержденная на сегодняшний день. Работа по Московской агломерации также не получила своего развития. Полицентризм необходим для Москвы: всё равно будут возникать такие субцентры, как «Москва-Сити». Подытоживая своё выступление, господин Акира заметил, что всё вынести из города невозможно и в этом нет необходимости, при этом, принципиальным подходом при выводе предприятий должно быть обеспечение государством финансовой помощи для перевода промпредприятий.

Формирование комплексной стратегии реорганизации промзон обеспечивается за счет учета следующих ключевых принципов:

1. Отбор городских функций – объектов для вывода, перемещения и нового закрепления;

2. Определение решений по местам и способам вывода, перемещения и нового закрепления городских функций;

3. Принятие решений по юридическим вопросам и финансовым планам вывода, перемещения и нового закрепления городских функций;

4. Формирование планов взаимоувязки вывода, перемещения и нового закрепления городских функций и обеспечения транспортной, логистической и коммуникационной инфраструктуры;

5. Формирование планов закрепления перемещаемых городских функций и повышения их уровня.

Галина Браздникова отметила, что опасно думать о минимизации затрат города при учёте мнения всех землепользователей. Разрабатывая каждую зону отдельно, с публичным слушанием, теряется гармоничность развития всего мегаполиса. По мнению докладчика, в создании транспортной инфраструктуры должны принимать участие как город, так и инвесторы, строящие новые предприятия. Особое внимание следует уделить централизованной разработке документации, в противном случае, ответственности за процессы преобразования никто не несёт. В настоящее время, активно дорабатывается проект федерального закона по реализации промышленных зон.

По мнению экспертов круглого стола, основой городской политики должно быть обеспечение комфортной среды обитания жителей города: места приложения труда и отдыха. Исключительно строительством индустриальных парков, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов проблему решить невозможно. Идея полицентричного города может быть реализована за счет депрессивных производственных территорий. Целесообразно использовать правовые схемы, реализующие принцип «win-win», а именно:

1) создание специализированных закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости. (Все участники процесса расположены на определенной территории по рассчитанному публичному интересу города);

2) схема инвестиционных товариществ. (Реализуется посредством проекта закона наряду с паевыми инвестиционными фондами, эффективна для территорий с большим количеством владельцев);

3) схема заключения договора о комплексной реализации проектов планировки. (Договор владельцев, имеющих права на землю, об их планах преобразования, распределяя финансов, сроков исполнения и функционального назначения объектов).

Гай Имз, представляющий Совет по экологическому строительству в России (RuGBC), презентовал к онцепцию по экостроительству, в основе которой лежат три взаимосвязанных элемента: перенос функций, экологическая безопасность и комфорт. Поскольку экологические здания экономически имеют большую позитивную роль. Подытожила выступление Ильина И.Н, отметив, что на стадии инвестирования новое строительство обходится гораздо дешевле, чем реорганизация построенных зданий. Такие технологии должны найти свое применение в России, а энергоэффективное, экологичное строительство стать обязательным.

С подробным выступлением на тему «Зарубежный опыт ревитализации промышленных территорий» выступил советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси. Реорганизация промзон – актуальная тема и в Москве и в Японии сегодня. Докладчик объяснил о японском опыте реализации проектов по реорганизации промзон и созданию новых городских районов, таких как проект «Минато Мирай 21», реорганизация промышленного кластера района Тикухо, проект «Кита-Кюсю Эко-город» и проект умного города «Касива-но-Ха». Особое внимание докладчик предложил уделять решению финансовых проблем реализации проектов. Для эффективного российско-японского сотрудничества и привлечения инвестиций нужно предлагать жизнеспособную, прозрачную, яркую иностранным инвесторам финансовую схему. Исходя из опыта работы г-на Охаси в России, схемы градостроительства и макеты новых городских площадок на архитектурном и строительством разрабатываются очень качественно, в то время как стратегии и механизмы финансирования прорабатываются крайне слабо. Если инициаторы проектов ревитализации промзон в Москве заинтересованы привлечь японские инвестиции в реализации своих проектов, необходимо, в первую очередь, рассмотреть умный подход их привлечения на основе четкого понимании о заинтересованности и источниках прибыли. Японские компании заинтересованы в работе на этапе поставки и монтажа, где можно применить свои технологии и технологические решения, в качестве поставщиков, а не инвесторов (см.  концептуальную схему поэтапной реализации проекта реорганизации промзоны).

Иными словами, чтобы привлечь инвесторов, нужно разработать и представить им привлекательную финансовую схему, исходя из которой они могли бы понимать откуда генерировать доход и прибыли на этапе продажи, эксплуатации, техосмотра, ремонта и т.д. после этапа внедрения технологий и оборудования. Сотрудничество между Россией и Японией в сфере ревитализации промзон будет обеспечено только при разработке инвестиционного проекта, который будет понятен обеим сторонам. Г-ном Охаси была предложена схема «двойного ГЧП». Такая схема могли бы  реализовать проекты промзон на основе оптимального разделения рисков между Россией и Японией. В первую очередь, для будущего сотрудничества необходимо найти потенциальные проекты, особенно на территории Московского региона.

Градостроительные аспекты трансформации промышленных зон осветил Андрей Чернихов, профессор Международной академии архитектуры. На его взгляд, современный Градостроительный кодекс нуждается в доработке для решения актуальных проблем. Нужно понять, является ли правовое поле системным или собранным из частей, что составляет поле проектирования, какие цели преследует государство, какие – инвесторы, проектировщики и жители территории. Для нахождения ответов на поставленные вопросы было предложено создать внутри или при Министерстве экономического развития РФ рабочую группу, совет по трансформации правового управления регионального и городского развития. По мнению Андрея Александровича, важно не упустить время: если власти и профессиональные сообщества не будут целенаправленно заниматься реформой управления, в ближайшие 15-20 лет её не произойдёт.

В заключении выступила София Романова, главный редактор журнала «Urban Magazine», представив последний выпуск журнала, посвященного обсуждению проблем промышленных зон. Было отмечено, что немалое значение в продуктивном диалоге профессиональных сообществ имеет информационное поле, в котором мы существуем. Оно очень неоднородно, и отсюда путаница даже на уровне понятий. Добиться результата можно, только разговаривая на одном языке. Например, на данный момент невозможно создать единую оценку потенциала производственных зон, не имея политики. Нужно искать формы и направления внедрения инновационных, технологических и (главное) управленческих решений.

Резюме КС промзоны финал.pdf 

Докладчики круглого стола:

Организационно-экономические вопросы реорганизации промышленных территорий
Ариадна Кирилова от лица Петра Бурака, Институт региональных экономических исследований

Реконструкция и развитие индустриальных площадок
Ivato Akira, Московский филиал «Исследовательский Институт Номура»

Создание новых форм общественных пространств при реорганизации промзон Москвы
Павел Шабуров, Московский архитектурный институт

Земельно-правовые отношения при реорганизации промзон
Галина Браздникова, эксперт

Градостроительные аспекты трансформации промзон
Андрей Чернихов, Международная академия архитектуры

Зарубежный опыт ревитализации промышленных территорий
Iwao Ohashi, Ассоциация индустриальных парков

Вопросы реорганизации промзон и зеленое строительство
Guy Eames, Green Building Council

Социально-экономические аспекты реорганизации производственных территорий
Ирина Ильина, ИРИиГП НИУ ВШЭ