• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт на Московском урбанистическом форуме 2015 года - 2 день

Директор Ирина Ильина приняла участие в работе круглого стола «Промышленные зоны Москвы - экономика и риски редевелопмента», посвященном рассмотрению актуальных вопросов в области оптимизации использования территорий промышленных зон в Москве.

Позиция Института


Процессы оптимизации использования территорий промышленных зон в Москве затруднены целым рядом объективных и субъективных причин:

  • неэффективное использование территории промышленных зон, наличие большого числа собственников не являющимися хозяйствующими субъектами, связанными с производственной деятельностью.
  • трудоемкий и многоступенчатый процесс согласования и получения разрешений на строительство, оформление градостроительных планов земельных участков, согласование проектной документации, получение разрешений в различных инстанциях;
  • все земельные участки обременены правами третьих лиц и требуют длительных процедур юридической подготовки к реорганизации;
  • отсутствие достаточных стимулов и правовых механизмов регулирования процесса отказа землепользователей от излишних занимаемых и неиспользуемых в производственной деятельности земельных участков.
Процесс реорганизации производственных территорий и промышленных зон в Москве в настоящее время необходимо и целесообразно осуществлять по двум различным, но взаимосвязанным направлениям:
реорганизации, проводимой в соответствии со Стратегией развития города, Генеральным планом города Москвы;
разработкой проектов оптимизации производственных территорий.

Предлагаемые решения, повышающие эффективность реорганизации промзон:
  • необходима комплексная стратегия вывода и нового размещения городских функций и законодательная система для ее реализации;
  • синхронизация программ развития и разработка конкретной программы реорганизации и развития производственных территорий;
  • создание рабочей группы или совета по трансформации правового управления региональным и городским развитиемпри Минэкономразвития РФ или Минстрое РФ;
  • формирование гармоничной среды обитания жителей города: мест приложения труда, отдыха, проживания, новые и реорганизуемые территории должны привлекать молодых людей, обладателей инновационных знаний;
  • сохранение важных для города производств как важного элемента налогооблагаемой базы города;
  • вывод из центра и перераспределение ключевых городских функций на более широком пространстве;
  • формирование полицентричной системы за счет развития депрессивных производственных территорий (комплексный подход к их реорганизации);
  • внедрение прогрессивных организационно-экономических и финансовых механизмовстимулирования реорганизации промзон;
  • реализация целого комплекса мер организационно-административного и институционального характера в рамках реорганизации промзон:
  1. проведение инвентаризации земельных участков и расположенного на их территории имущества, обремененных правами третьих лиц;
  2. упрощение процедур юридической подготовки территорий промзон к реорганизации, процесса согласования и получения разрешений на строительство, оформление градостроительных планов земельных участков, согласование проектной документации, получение разрешений в различных инстанциях;
  3. разработка правовых механизмов регулирования процесса отказа землепользователей от излишних занимаемых и неиспользуемых в производственной деятельности земельных участков;
  4. разработка экономических механизмов создания технопарков с участием частных инвесторов: формирование перечня организационно-правовых и экономических инструментов привлечения инвесторов;
  5. разработка отдельной подпрограммы в рамках Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012–2018 годы, направленной на реализацию мероприятий по реорганизации промышленных территорий, обеспечивающей государственное софинансирование подготовки площадок будущего развития;
  6. проведение комплексного обследования приоритетных промышленных зон с точки зрения определения характера использования территории установленным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, степени износа объектов капитального строительства и их соответствия требованиям технических регламентов, доли выручки от основной производственной деятельности в общей выручке организаций, осуществляющих свою деятельность на территории промышленной зоны.