Институт на Московском урбанистическом форуме 2015 года - 2 день
Директор Ирина Ильина приняла участие в работе круглого стола «Промышленные зоны Москвы - экономика и риски редевелопмента», посвященном рассмотрению актуальных вопросов в области оптимизации использования территорий промышленных зон в Москве.
Процессы оптимизации использования территорий промышленных зон в Москве затруднены целым рядом объективных и субъективных причин:
- неэффективное использование территории промышленных зон, наличие большого числа собственников не являющимися хозяйствующими субъектами, связанными с производственной деятельностью.
- трудоемкий и многоступенчатый процесс согласования и получения разрешений на строительство, оформление градостроительных планов земельных участков, согласование проектной документации, получение разрешений в различных инстанциях;
- все земельные участки обременены правами третьих лиц и требуют длительных процедур юридической подготовки к реорганизации;
- отсутствие достаточных стимулов и правовых механизмов регулирования процесса отказа землепользователей от излишних занимаемых и неиспользуемых в производственной деятельности земельных участков.
реорганизации, проводимой в соответствии со Стратегией развития города, Генеральным планом города Москвы;
разработкой проектов оптимизации производственных территорий.
Предлагаемые решения, повышающие эффективность реорганизации промзон:
- необходима комплексная стратегия вывода и нового размещения городских функций и законодательная система для ее реализации;
- синхронизация программ развития и разработка конкретной программы реорганизации и развития производственных территорий;
- создание рабочей группы или совета по трансформации правового управления региональным и городским развитиемпри Минэкономразвития РФ или Минстрое РФ;
- формирование гармоничной среды обитания жителей города: мест приложения труда, отдыха, проживания, новые и реорганизуемые территории должны привлекать молодых людей, обладателей инновационных знаний;
- сохранение важных для города производств как важного элемента налогооблагаемой базы города;
- вывод из центра и перераспределение ключевых городских функций на более широком пространстве;
- формирование полицентричной системы за счет развития депрессивных производственных территорий (комплексный подход к их реорганизации);
- внедрение прогрессивных организационно-экономических и финансовых механизмовстимулирования реорганизации промзон;
- реализация целого комплекса мер организационно-административного и институционального характера в рамках реорганизации промзон:
- проведение инвентаризации земельных участков и расположенного на их территории имущества, обремененных правами третьих лиц;
- упрощение процедур юридической подготовки территорий промзон к реорганизации, процесса согласования и получения разрешений на строительство, оформление градостроительных планов земельных участков, согласование проектной документации, получение разрешений в различных инстанциях;
- разработка правовых механизмов регулирования процесса отказа землепользователей от излишних занимаемых и неиспользуемых в производственной деятельности земельных участков;
- разработка экономических механизмов создания технопарков с участием частных инвесторов: формирование перечня организационно-правовых и экономических инструментов привлечения инвесторов;
- разработка отдельной подпрограммы в рамках Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012–2018 годы, направленной на реализацию мероприятий по реорганизации промышленных территорий, обеспечивающей государственное софинансирование подготовки площадок будущего развития;
- проведение комплексного обследования приоритетных промышленных зон с точки зрения определения характера использования территории установленным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, степени износа объектов капитального строительства и их соответствия требованиям технических регламентов, доли выручки от основной производственной деятельности в общей выручке организаций, осуществляющих свою деятельность на территории промышленной зоны.