• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегический портрет региона: Оренбургская область

Основные направления социально-экономического развития Оренбургской области на сегодняшний день реализуются в рамках утверждённой Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.

Стратегическая цель развития Оренбургской области до 2030 года заключается в обеспечении повышения качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.

Оренбургская область занимает срединное положение среди регионов Приволжского федерального округа по уровню социально-экономическое развития. Согласно данным Росстата регион занимает 6-7 места из 14 субъектов федерального округа, пропуская вперед Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области и др., по основным показателям развития: численность населения, ВРП, среднедушевые денежные доходы, объем отгруженной продукции и т.д., 4 – по объему производимой продукции сельского хозяйства, 3 – по величине территории в округе (рисунок 1).

Рисунок 1 – Доля Оренбургской области в отдельных показателях социально-экономического развития в 2013 году, %

В то же время, занимая 6-7 места, область отстает от средних по федеральному округу показателей среднедушевых денежных доходов, потребительских расходов и среднемесячной заработанной плате.

Особенности физико-, и экономико-географического  положения области предопределяют  широкие возможности для межрегионального и международного сотрудничества как в области нефтяной и газовой отраслей, так и сельского хозяйства и туризма.

Анализ региональной дифференциации инвестиционных проектов области показывает, что приоритеты регионального развития лежат в следующих сферах: энергетической, транспортно-логистической и инновационной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, в том числе АПК, туризме, социальной сфере.

Анализ выполнения целевых показателей показывает, что по ряду из них областью достигнут определенный положительный результат. Так, среднегодовой темп увеличения средней продолжительности жизни за 2013 – 2008 гг. составил 102%,, заработанной платы – 117%, а динамика уменьшения численности граждан, проживающих ниже величины прожиточного за аналогичный период составила около 74%. (таблица 1).

Таблица 1 – Оценка достижения целевых показателей Стратегии развития Оренбургской области

№ п/п

Показатель

2008 год

2013 год*

2020 год

1.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

66,9

68,9

72,0

2.

Численность населения региона, млн. человек

2,1

2,0

2,1

3.

Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов

16,4

12,1

7,0

4.

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста

57,8

61,0

85,0–90,0

5.

Заработная плата, тыс. рублей

18,4

21,6

32

6.

Объем производства, млрд. рублей

400

675**

650

* данные Росстата
** Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономиче-ской деятельности

Одним из ведущих факторов обеспечения устойчивого развития Оренбургской области является ее инвестиционная привлекательность. На фоне положительного роста за 2008 – 2013 гг. объема произведенных товаров, за этот период согласно данным Росстата регион показывает несколько отрицательную динамику, о чем свидетельствуют данные статистики (рисунок 2).

Рисунок 2 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

В то же время, Оренбургская область отличается высокой долей собственных средств в общем объеме привлеченных инвестиций, которая более, чем на 20% выше среднероссйиского уровня и на 5% - среднего по Приволжскому федеральному округу. Кроме того, уровень закредитованности экономики области также ниже среднероссийской  и средней по Приволжскому федеральному округу (таблица 2).

Таблица 2 – Структура инвестиций основной капитал по источникам финансирования в 2013 году, %

 

Собственные средства

Привлеченные средства

из них

кредиты
банков

бюджетные средства

из них

федеральный бюджет

бюджет субъекта РФ

Российская Федерация

45,3

54,7

10,0

19,0

10,0

7,5

Приволжский федеральный округ

50,5

49,5

12,9

16,0

8,4

6,2

Оренбургская область

66,2

33,8

6,9

7,6

2,1

3,8

Другое приоритетное направление – это усиление международного и приграничного сотрудничества, главным образом, с Казахстаном, а также КНР. Так, на прошедшем в Оренбургской области V Евразийском экономическом форуме «Оренбуржье – сердце Евразии-2015» была обсуждена реализация международного туристического экспедиционного проекта «Великий шелковый путь». Реализация проекта позволит обеспечить целенаправленное и ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма в регионе. В качестве ключевых механизмов финансирования здесь стоит рассматривать активное привлечение иностранных компаний, в том числе из Китая, который еще в большей мере, чем Россия и Оренбургская область, заинтересован в развитии этого пути. Вместе с тем, данный проект имеет хорошие шансы для того, чтобы привлечь федеральное финансирование.В сложившихся современных условиях негативной макроэкономической ситуации, связанной в том числе с введением экономических санкций, основные приоритеты развития Оренбургской области должны быть направлены на реализацию политики импортозамещения, в том числе в машиностроительной и агропромышленной отраслях, а также туризме. В первую очередь, необходимо предпринять более активные шаги в области кластерного развития и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Важным приоритетом развития региона является также обеспечение сбалансированной системы расселения. Определяющим фактором качества жизни человечества согласно оценке ООН к 2050 году станет качество городского развития. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры – тот самый «ресурс», который является движущей силой инновационной экономики. В таком контексте возрастает значение комплексного и сбалансированного формирования общественной инфраструктуры городов при реализации государственной или муниципальной политики повышения конкурентоспособности городов, их инвестиционной привлекательности, формирования комфортной среды проживания населения. Ведущим фактором развития городов в этом случае будет являться активное внедрение передовых технологий в сфере энергетики, транспорта, эксплуатации зданий и сооружений, здравоохранения и образования, развитие экологически безопасных элементов городской среды.

По данным за 2013 год соотношение городского и сельского населения составляет 60% и 40%, соответственно.  На территории Оренбургской области выделяется два основных типа расселения: урбанизированные зоны: Оренбургская и Орско-Новотроицкая агломерации, зоны смешанного расселения: системы расселения с городскими или крупными сельскими поселениями в качестве административных центров. Городские поселения выступают в качестве центров экономической активности, в то время как развитие сельских поселений позволит повысить сельскохозяйственный потенциал области.

В целом, стоит отметить, что в условиях принятого Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и актуализации действующей Стратегии развития Оренбургской области должна произойти качественная перестройка и формирование эффективных механизмов и инструментов с целью достижения нового качественного уровня социально-экономического развития региона.

Действующая стратегия социально-экономического развития согласно качественной оценке региональных стратегий, проведенной Институтом региональных исследований и городского планирования заняла 50 место из 76 анализируемых документов стратегического планирования, утвержденных по состоянию на февраль 2015 года. К несомненно сильным сторонам Стратегии области стоит отнести наличие нескольких обоснованных сценариев развития, четко выделенных приоритетов развития, механизмов управления реализации стратегии, перечня приоритетных инвестиционных проектов. В то же время, в действующей редакции отсутствуют такие важные разделы как анализ сложившегося уровня социально-экономического развития, SWOT-анализ, миссия социально-экономического развития региона, несвязанность стратегических документов с бюджетными ресурсами и целевыми программами развития, оценка рисков реализации стратегии.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед региональными властями является активизация по совершенствованию системы стратегического планирования, обеспечение повышения качества и взаимоувязанности документов стратегического планирования, основывающегося на накопленном опыте и лучших практиках регионов. В сочетании со значительным природным и социально-экономическим потенциалом это позволит Оренбургской области стать одним из ведущих регионов Приволжского федерального округа.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.