Стратегический портрет региона: Оренбургская область
Основные направления социально-экономического развития Оренбургской области на сегодняшний день реализуются в рамках утверждённой Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Стратегическая цель развития Оренбургской области до 2030 года заключается в обеспечении повышения качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.
Оренбургская область занимает срединное положение среди регионов Приволжского федерального округа по уровню социально-экономическое развития. Согласно данным Росстата регион занимает 6-7 места из 14 субъектов федерального округа, пропуская вперед Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области и др., по основным показателям развития: численность населения, ВРП, среднедушевые денежные доходы, объем отгруженной продукции и т.д., 4 – по объему производимой продукции сельского хозяйства, 3 – по величине территории в округе (рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля Оренбургской области в отдельных показателях социально-экономического развития в 2013 году, %
В то же время, занимая 6-7 места, область отстает от средних по федеральному округу показателей среднедушевых денежных доходов, потребительских расходов и среднемесячной заработанной плате.
Особенности физико-, и экономико-географического положения области предопределяют широкие возможности для межрегионального и международного сотрудничества как в области нефтяной и газовой отраслей, так и сельского хозяйства и туризма.
Анализ региональной дифференциации инвестиционных проектов области показывает, что приоритеты регионального развития лежат в следующих сферах: энергетической, транспортно-логистической и инновационной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, в том числе АПК, туризме, социальной сфере.
Анализ выполнения целевых показателей показывает, что по ряду из них областью достигнут определенный положительный результат. Так, среднегодовой темп увеличения средней продолжительности жизни за 2013 – 2008 гг. составил 102%,, заработанной платы – 117%, а динамика уменьшения численности граждан, проживающих ниже величины прожиточного за аналогичный период составила около 74%. (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка достижения целевых показателей Стратегии развития Оренбургской области
№ п/п |
Показатель |
2008 год |
2013 год* |
2020 год |
1. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
66,9 |
68,9 |
72,0 |
2. |
Численность населения региона, млн. человек |
2,1 |
2,0 |
2,1 |
3. |
Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов |
16,4 |
12,1 |
7,0 |
4. |
Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, процентов от численности детей соответствующего возраста |
57,8 |
61,0 |
85,0–90,0 |
5. |
Заработная плата, тыс. рублей |
18,4 |
21,6 |
32 |
6. |
Объем производства, млрд. рублей |
400 |
675** |
650 |
* данные Росстата
** Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономиче-ской деятельности
Одним из ведущих факторов обеспечения устойчивого развития Оренбургской области является ее инвестиционная привлекательность. На фоне положительного роста за 2008 – 2013 гг. объема произведенных товаров, за этот период согласно данным Росстата регион показывает несколько отрицательную динамику, о чем свидетельствуют данные статистики (рисунок 2).
Рисунок 2 - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %
В то же время, Оренбургская область отличается высокой долей собственных средств в общем объеме привлеченных инвестиций, которая более, чем на 20% выше среднероссйиского уровня и на 5% - среднего по Приволжскому федеральному округу. Кроме того, уровень закредитованности экономики области также ниже среднероссийской и средней по Приволжскому федеральному округу (таблица 2).
Таблица 2 – Структура инвестиций основной капитал по источникам финансирования в 2013 году, %
|
Собственные средства |
Привлеченные средства |
из них | |||
кредиты |
бюджетные средства |
из них | ||||
федеральный бюджет |
бюджет субъекта РФ | |||||
Российская Федерация |
45,3 |
54,7 |
10,0 |
19,0 |
10,0 |
7,5 |
Приволжский федеральный округ |
50,5 |
49,5 |
12,9 |
16,0 |
8,4 |
6,2 |
Оренбургская область |
66,2 |
33,8 |
6,9 |
7,6 |
2,1 |
3,8 |
Другое приоритетное направление – это усиление международного и приграничного сотрудничества, главным образом, с Казахстаном, а также КНР. Так, на прошедшем в Оренбургской области V Евразийском экономическом форуме «Оренбуржье – сердце Евразии-2015» была обсуждена реализация международного туристического экспедиционного проекта «Великий шелковый путь». Реализация проекта позволит обеспечить целенаправленное и ускоренное развитие внутреннего и въездного туризма в регионе. В качестве ключевых механизмов финансирования здесь стоит рассматривать активное привлечение иностранных компаний, в том числе из Китая, который еще в большей мере, чем Россия и Оренбургская область, заинтересован в развитии этого пути. Вместе с тем, данный проект имеет хорошие шансы для того, чтобы привлечь федеральное финансирование.В сложившихся современных условиях негативной макроэкономической ситуации, связанной в том числе с введением экономических санкций, основные приоритеты развития Оренбургской области должны быть направлены на реализацию политики импортозамещения, в том числе в машиностроительной и агропромышленной отраслях, а также туризме. В первую очередь, необходимо предпринять более активные шаги в области кластерного развития и повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Важным приоритетом развития региона является также обеспечение сбалансированной системы расселения. Определяющим фактором качества жизни человечества согласно оценке ООН к 2050 году станет качество городского развития. Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансовые ресурсы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры – тот самый «ресурс», который является движущей силой инновационной экономики. В таком контексте возрастает значение комплексного и сбалансированного формирования общественной инфраструктуры городов при реализации государственной или муниципальной политики повышения конкурентоспособности городов, их инвестиционной привлекательности, формирования комфортной среды проживания населения. Ведущим фактором развития городов в этом случае будет являться активное внедрение передовых технологий в сфере энергетики, транспорта, эксплуатации зданий и сооружений, здравоохранения и образования, развитие экологически безопасных элементов городской среды.
По данным за 2013 год соотношение городского и сельского населения составляет 60% и 40%, соответственно. На территории Оренбургской области выделяется два основных типа расселения: урбанизированные зоны: Оренбургская и Орско-Новотроицкая агломерации, зоны смешанного расселения: системы расселения с городскими или крупными сельскими поселениями в качестве административных центров. Городские поселения выступают в качестве центров экономической активности, в то время как развитие сельских поселений позволит повысить сельскохозяйственный потенциал области.
В целом, стоит отметить, что в условиях принятого Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и актуализации действующей Стратегии развития Оренбургской области должна произойти качественная перестройка и формирование эффективных механизмов и инструментов с целью достижения нового качественного уровня социально-экономического развития региона.
Действующая стратегия социально-экономического развития согласно качественной оценке региональных стратегий, проведенной Институтом региональных исследований и городского планирования заняла 50 место из 76 анализируемых документов стратегического планирования, утвержденных по состоянию на февраль 2015 года. К несомненно сильным сторонам Стратегии области стоит отнести наличие нескольких обоснованных сценариев развития, четко выделенных приоритетов развития, механизмов управления реализации стратегии, перечня приоритетных инвестиционных проектов. В то же время, в действующей редакции отсутствуют такие важные разделы как анализ сложившегося уровня социально-экономического развития, SWOT-анализ, миссия социально-экономического развития региона, несвязанность стратегических документов с бюджетными ресурсами и целевыми программами развития, оценка рисков реализации стратегии.
Таким образом, главной задачей, стоящей перед региональными властями является активизация по совершенствованию системы стратегического планирования, обеспечение повышения качества и взаимоувязанности документов стратегического планирования, основывающегося на накопленном опыте и лучших практиках регионов. В сочетании со значительным природным и социально-экономическим потенциалом это позволит Оренбургской области стать одним из ведущих регионов Приволжского федерального округа.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.